Специалисты из Центра физико-химической медицины, МФТИ, компании M&S Decisions и исследовательского подразделения «Яндекса» построили компьютерную модель взаимодействия бактерий как между собой, так и с кишечной стенкой. Модель позволяет, в частности, объяснить появление и распространение устойчивых к антибиотикам микробов, сообщает ТАСС. Статья ученых опубликована в журнале PLoS One.

Построив модель взаимодействия между двумя видами бактерий и кишечником, ученые рассчитали, что происходит при приеме антибиотиков, убивающих значительную часть микроорганизмов. Важно было понять, с какой скоростью восстанавливается численность бактерий после терапии, и какова доля бактерий, на которых антибиотики не действуют. Новая модель также детально описывала взаимодействие бактерий с кишечной стенкой, которая активно поглощает и выделяет различные вещества, влияющие на численность микробов.

Анализ показал, что даже после антибиотикотерапии уязвимых к действию препарата бактерий может оказаться больше чем тех, которые к лекарству устойчивы. Дело в том, что ради устойчивости к антибиотикам бактериям приходится перестраивать свои биохимические процессы, тратить ресурсы на дополнительные химические реакции. В итоге, они неизбежно проигрывают в эффективности: медленнее потребляют питательные вещества, медленнее делятся. Поэтому далеко не всегда такие микробы способны вытеснить обычные.

Дальнейшие работы в этом направлении, по мнению исследователей, окажутся полезным для понимания фундаментальных причин появления антибиотикорезистентных бактерий и для разработки лекарственных средств, направленных против патогенных бактерий.