Ученые из Университета Вандербильта (США) под руководством Брандта Эйчмана (Brandt Eichman) добавили деталей в картину, описывающую, как происходит репарация ДНК при различных повреждениях. Исследователям удалось открыть новый вид ферментов, участвующих в этом процессе. Статья опубликована в журнале Nature, об исследовании рассказывает сайт ScienceNews.

Исследуемый класс ферментов — это ДНК-гликозилаза, за открытие роли которой в репарации ДНК получил Нобелевскую премию этого года по химии Томас Линдаль (Tomas Lindahl). Команда Эйчмана выяснила, что один из видов гликозилазы, AlkD, найденный в почвенной бактерии Bacilluscereus, работает совершенно иначе, чем ферменты, открытые ранее.

Еще семь лет назад им удалось установить, что AlkD реагирует только на те участки поврежденной ДНК, которые имеют положительный электрический заряд — такие повреждения характерны для так называемого алкилирования. Сейчас ученые смогли сделать кристаллографические снимки этого фермента в момент его активности и показали, что он использует другой механизм, чем известные ранее. Он включается в серию взаимодействий с ДНК в месте повреждения и вокруг него, когда повреждение еще находится непосредственно в самой спирали.

У такого механизма есть ряд значимых преимуществ. Во-первых, обнаруживать повреждения можно без прямого контакта с поврежденным участком. Во-вторых, фермент способен восстанавливать различные типы повреждений, главное — наличие положительного электрического заряда. И, наконец, AlkD может восстанавливать гораздо более крупные повреждения, чем другие ферменты.