Самоизлечивающиеся и самовосстанавливающиеся материалы изобрели ученые из Иллинойса

Новый революционный материал способен залатать дырки шириной в 3 см, в 100 раз больше предыдущего достижения.

Исследователи из Иллинойса разработали материалы, которые не только сами себя излечивают, но сами себя восстанавливают. До сих пор, самовосстанавливающиеся материалы могли только скрепить крошечные микроскопические трещины. Новые же регенерирующие материалы заполняют крупных трещины и дырки. Материал изобретен под руководством профессора Скотта Уайта О своей работе научно-исследовательская группа сообщила  9 мая в выпуске журнала Science.

Специалистов вдохновила система свертывания крови в человеческом организме. Подобно ей, новый полимер содержит целую сеть капилляров, через которые в поврежденные места поступают необходимые химикалии. Уже в течение многих десятилетий ученые мечтали о материале, способном самостоятельно ремонтировать свои повреждения, как это делает, например, человеческая кожа.

Один из важнейших прорывов в этой области был сделан в 2001 году в Иллинойском университете. Профессор Скотт Уайт и его коллеги ввели в полимер микроскопические капсулы, содержащие заживляющее средство. При появлении трещин в материале, химикалии автоматически выпускались и скрепляли разрывы. Но даже лучшие образцы самовосстанавливающихся материалов до сих пор были способны залатать лишь небольшие повреждения. Для восстановления крупных разрывов, группа Скотта Уайта применила новую сосудистую систему, подобную артериям и венам человеческого организма.  Теперь химикалии поступают к разрыву двумя раздельными потоками. Затем повреждение закрывается с помощью двухступенчатой реакции. Сначала химикалии формируют на месте разрыва гелевое покрытие, которое затем медленно застывает, образуя твердую структуру.

"Гель заполнил разрыв шириной более 35мм за 20 минут, а механические функции материала восстановились в течение трех часов."– сказал профессор Скотт Уайт.

Специалисты предрекают новому материалу большое будущее. Когда-нибудь, в ближайшем будущем, на его основе создадут саморегенерирующиеся водопроводные трубы и автомобильные капоты, а космические спутники будут самостоятельно ремонтировать неожиданные поломки.

Источник: news.illinois.edu