Реформа: мнение молодых

17 июля после в ФИАН состоялось собрание молодых учёных Отделения физических наук, на котором было принято обращение к руководству страны с требованием кардинального пересмотра основных положений закона о реформе РАН.

В редакцию портала «Научная Россия» продолжает поступать информация об обсуждении учеными законопроекта о реформировании Российской академии наук. Мы публикуем письмо молодых ученых Совета молодых ученых Отделения физических наук РАН.

Закон не устраивает ни заслуженных учёных, ни начинающих исследователей

На тему закона о реформировании РАН много возмущений от членов РАН, коллективных писем организаций, группы учёных-«отказников» с общим заключением, что «их  не спросили, и предлагаемое их не устраивает». При этом может создаться ложное впечатление, что такое положение дел «не устраивает» только «сотрудников почтенного возраста». Это абсолютно не так. «Не спросили и не устраивает» и молодёжь.

В законе определяется, что институты РАН (а именно там работают молодые  учёные) будут переданы специально созданному правительством органу. И всё. Это означает, что существующая структура будет нарушена, а про детали новой ничего в законе не сказано. Он действительно посвящён тому, что собственно будет с академиками, в этом Ливанов прав. Такая ситуация не устраивает молодых учёных и аспирантов, для которых на самом деле время летит очень быстро: ведь за три года аспирантуры молодой человек должен попробовать и понять, получается у него  заниматься научными исследованиями или нет. Перспектива нескольких лет (как минимум) реформирования, причём «в неизвестном направлении», а значит с неизвестной перспективой, увеличение бюрократического балласта пугает, и уже оборачивается усилением оттока молодых за рубеж. Вот это действительно понизит научный потенциал России.

17 июля было проведено собрание молодых учёных Отделения физических наук. Мы  приняли обращение к руководству страны с требованием кардинального пересмотра основных положений, открытое для подписания молодыми учёными. Вместе с протестными обращениями академиков это показывает, что при подготовке данного закона не интересовались мнением ни заслуженных учёных, ни начинающих исследователей, и закон не устраивает ни тех, ни других.

Обращение будет передано в приёмные Президента РФ, Правительства РФ, Государственной Думы РФ и Совета Федерации.

Сбор подписей продолжается в ФИАН. Формальные требования к подписантам: кандидат наук до 35 лет, доктор наук до 40 лет.

ПИСЬМО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ОТДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ НАУК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Президенту Российской Федерации В.В. Путину
Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву
Председателю Совета Федерации Федерального собрания РФ В.И. Матвиенко
Председателю Государственной Думы РФ С.Е. Нарышкину

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич!
Глубокоуважаемая Валентина Ивановна!
Глубокоуважаемый Сергей Евгеньевич!

Открытое Собрание молодых ученых Отделения физических наук Российской академии наук, изучив и обсудив законопроект № 305828-6 «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения правового положения, полномочий и функций Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук)» в редакции, принятой Государственной Думой во втором чтении 5 июля 2013 года, заявляет, что настоящий законопроект, в случае его принятия, затруднит или сделает невозможным проведение научных исследований молодыми учеными. В частности:

1. Подчинение научных организаций федеральному органу исполнительной власти, предусмотренному в законопроекте, приведет к дальнейшему росту бюрократизации научно-исследовательского процесса. Мы уже сталкивались с вытекающим отсюда резким снижением производительности труда, выполняя проекты под руководством Федерального агентства по науке и инновациям, Федерального агентства по образованию и Министерства образования и науки.

2. Спешка в принятии законопроекта не способствует стабильному развитию науки. Для многих студентов, аспирантов и молодых ученых эта поспешность уже стала сигналом ненадежности российских научных учреждений как потенциальных работодателей, что остановит происходящее сейчас омоложение кадрового состава и приведет к отъезду молодых ученых из России.

3. Процесс передачи имущества институтов федеральному органу исполнительной власти, предусмотренному в законопроекте, затормозит выполнение научных программ или вообще приведет к их срыву. Например, в 2012 году из-за существенно меньших законодательных изменений, средства на финансирование программ, курируемых Министерством образования и науки (гранты Президента РФ для молодых кандидатов и докторов наук, ФЦП «Кадры»), поступили только в декабре.

4. Законопроект противоречит принципу самоуправления научных организаций Российской академии наук.

5. Законопроект не регулирует социальное обеспечение ученых и управление социальными объектами РАН. Его принятие ставит под угрозу жилищные и социальные программы РАН, поставит в непроработанное правовое поле молодых научных сотрудников, проживающих в служебных жилых помещениях.

Считаем, что законопроект в текущей редакции абсолютно неприемлем и требует кардинальной переработки с учетом мнения научной общественности, в том числе молодых ученых. Реформа РАН должна быть в первую очередь направлена на повышение эффективности научной работы, снижение бюрократизма и повышение самостоятельности ученых всех уровней, что является стандартом в мировой практике организации науки.

Требуем при реформировании РАН учесть следующее:

1. Основной целью Российской академии наук должно быть "Проведение фундаментальных и поисковых научных исследований в институтах РАН".

2. Научная экспертиза работы институтов РАН должна проводиться специально созданными независимыми экспертными комиссиями, имеющими высокую репутацию в научном сообществе. Во избежание конфликта интересов обязательно привлечение в качестве экспертов иностранных ученых. Результаты работы экспертных комиссий должны быть публичными.

3. Утвердить примат научной экспертизы над экономико-хозяйственной.

4. Управление имуществом научных организаций РАН должно осуществляться исключительно с целью обеспечения выполнения научных исследований, определенных Российской академией наук.

5. Реформа Российской академии наук должна обеспечивать социальные гарантии молодым сотрудникам научных организаций РАН.

6. Сохранить принцип выборности руководителей лабораторий, отделов и институтов РАН их научными коллективами.

7. Реформа РАН должна являться частью структурных преобразований системы организации науки и образования в РФ, затрагивающих учреждения высшего образования, государственные научные центры и отраслевые научные учреждения.

Письмо принято единогласно на открытом собрании молодых научных сотрудников Отделения физических наук РАН, состоявшемся 17 июля 2013 г.

Список подписавших письмо:

1. Андреев Степан Николаевич, ИОФ РАН, уч. секретарь, к.ф.-м.н.
2. Бальзин Эдуард Рафитович, НИУ ВШЭ, аспирант
3. Бочкарёв Сергей Геннадьевич, ФИАН, н.с., к.ф.-м.н.
4. Бурмистров Илья Николаевич, ИФТТ, н.с.
5. Демидов Сергей Владимирович, ИЯИ РАН, н.с., к.ф.-м.н.
6. Кузнецов Михаил Юрьевич, ИЯИ РАН, аспирант
7. Левков Дмитрий Геннадиевич, ИЯИ РАН, н.с., к.ф.-м.н.
8. Лобанов Михаил Сергеевич, МГУ, ассистент, к.ф.-м.н.
9. Перваков Кирилл Сергеевич, ФИАН, м.н.с.
10. Пыталев Дмитрий Сергеевич, ИСАН, н.с.
11. Нозик Александр Аркадьевич, ИЯИ РАН, н.с., к.ф.-м.н.
12. Нугаев Эмин Яткярович, ИЯИ РАН, н.с., к.ф.-м.н.
13. Огинов Александр Владимирович, ФИАН, в.н.с., к.ф.-м.н.
14. Радионов Александр Андреевич, ИЯИ РАН, стажер-исследователь
15. Рубцов Григорий Игоревич, ИЯИ РАН, н.с., к.ф.-м.н.
16. Сатунин Петр Сергеевич, ИЯИ РАН, стажер-исследователь
17. Сафронов Петр Александрович, ИФ РАН, с.н.с.
18. Сибиряков Сергей Михайлович, ИЯИ РАН, с.н.с., к.ф.-м.н.
19. Токарева Анна Александровна, ИЯИ РАН, стажер-исследователь
20. Фрейдзон Александра Яковлевна, ЦФ РАН, н.с. к.х.н.
21. Худяков Алексей Александрович, ИЯИ РАН, м.н.с.

молодые ученые отделение физических наук ран реформа ран фиан