«Редкие и охраняемые виды птиц и зверей» в Зоологическом музее МГУ

В научно-исследовательском Зоологическом музее МГУ прошла экскурсия «Редкие и охраняемые виды птиц и зверей». Экскурсовод рассказал о представителях фауны под угрозой исчезновения из-за отношения человека к животному миру

В научно-исследовательском Зоологическом музее МГУ им. М. В Ломоносова прошла экскурсия «Редкие и охраняемые виды птиц и зверей». Экскурсовод рассказал о представителях фауны под угрозой исчезновения из-за хищнического отношения человека к животному миру.

Тематика экскурсии не только печальная, но и оптимистическая. Многое уже удалось сделать для сохранения животных от тотального истребления, но в будущем предстоит сделать в разы больше.

Экскурсия началась на первом этаже музея под костями трехметрового скелета взрослого мамонта, а затем переместилась на второй этаж, где все животные, как живые.

Первые экспонаты экскурсии — класс птиц. «Рядом с названием каждой птицы под угрозой вымирания — красный кружок. Здесь представлено 10 видов пингвинов, всего их — 17, а 7 из 10 помечены кружком. Пингвины хоть и живут большую часть жизни в воде, но размножаются эти животные как раз на суше, где они более всего уязвимы. Однако, прямое истребление — поедание и стрельба — несущественный фактор в сравнении с сокращением среды обитания животных», — рассказал экскурсовод.

Лебеди — еще один малочисленный вид. Многие из них обитают в «рукотворных» тундрах, где присутствуют люди с техникой и с ружьями. В Подмосковье встречаются многотысячные стаи представителей этого вида. Весной лебеди останавливаются здесь на полтора месяца. Но с середины апреля до конца мая открывается сезон охоты. Большинство из них убивают, другие не успевают набрать "топливо". Лебеди живут парами до конца жизни, и если они теряют партнера, то одинокая птица перестанет размножаться.

Резко сокращается и популяция воробьев в городах. Первая тому причина — выкашивание газонов. Трава не цветет и не плодоносит, насекомые исчезают, и у воробьев пропадает источник питания. Вторая причина — воробьям нужны плотные кусты и деревья с твердой кроной. Это безопасные пространства, где их не съедят. В городе же такие растительные участки вырубаются.

Немногочисленно представительство некоторых хищных птиц. В 60-х годах 20 века русский сокол — сапсан резко исчез из привычных мест обитания, кроме побережья Ледовитого океана. Причина истребления — сельскохозяйственный порошок ДДТ, уничтожающий насекомых. Как оказалось, химикат не позволяет усвоиться кальцию. Сапсан перестал размножаться, так как яйца были без скорлупы. Позже ученые обосновали необходимость запрета ДДТ. Чтобы восстановить популяцию, потребовалось собрать все яйца на побережьях Ледовитого океана для последующей инкубации. В некоторых странах удалось восстановить поголовье вида. В Москве на трех "сталинских" высотках обитают три пары сапсанов.

Вторая часть экскурсии началась с семейства кротовых. «Выхухоль — эмблема зоологического музея МГУ и еще один исчезающий вид. В Подмосковье уже 50 лет, как нельзя встретить выхухоль по двум причинам. Представители этого вида плохо размножаются сами, и браконьеры уничтожают этих животных ради шкурки. Их популяцию не получается восстановить. В неволе они не производят потомство, а в природе сохраняется низкая численность. Это показательный пример, как вполне возможно сократить численность вида, чтобы он перестал восстанавливаться», — рассказал экскурсовод.

Еще недавно нельзя было встретить бобров. Они были на грани истребления, из-за чего мы потеряли пресную воду. Бобры создают водохранилища, которые сдерживают пресную воду во время паводка. Также бобры повышают биоразнообразие. Ученые занялись восстановлением популяции бобров, осознав масштаб экологической катастрофы.

Семейство приматов тоже переживает угрозу исчезновения. В Африке практически не осталось лесов, в которых вид может обитать, повсюду сельское хозяйство. В поисках пропитания животные интересуются сельхозугодиями, из-за чего их поголовно отстреливают. «У шимпанзе есть свойство, присущее человеку, - это геноцид. Они мобилизуются группами и на чужих территориях уничтожают себе подобных. Это способ завладеть ресурсами и быть уверенными, что нет возможной угрозы от соседей. Но сейчас человек провоцирует шимпанзе на такие действия. Люди вырубают леса, лишают их привычного места обитания, поэтому они переходят на другие территории, и начинается межвидовая война», — рассказал экскурсовод.

Важную роль в сохранении редких животных играют природные заповедники. Чтобы определить редкость вида, ученые производят тотальный учет всех его представителей в заповедниках. Неоценимое значение имеет деятельность международных природоохранных организаций. Весь мир поддерживает программу по спасению амурского тигра, благодаря чему их популяция возросла в два раза. Но, несмотря на защиту и запрет, охотники продолжают их отстреливать. С одной стороны, численность тигров увеличивается, а с другой, это обреченный вид.

«Система жизни на планете гораздо умнее, чем мы о ней думаем. Жизнь никогда не останавливалась, в ней никогда нет перерывов, а вот виды исчезают. Ученым неизвестно, сколько нужно уничтожить видов, чтобы биоразнообразие было окончательно нарушено, и биосфера избавилась от человека», — завершил экскурсовод.

вымирающие виды зоологический музей мгу