Найдена чёрная дыра рекордной массы

Астрономы удивились, когда оказалось, что масса одной чёрной дыры составляет 14 % галактической

При помощи телескопа «Хобби-Эберли», который установлен в обсерватории Макдональда, астрономы обнаружили в галактике NGC 1277 сверхмассивную чёрную дыру, масса которой не знает аналогов. Она в 17 миллиардов раз тяжелее Солнца и составляет целых 14 % массы галактики (обычно же – 0,1 %). Описание чёрной дыры опубликовано в журнале Nature.

NGC 1277 находится в 220 миллионах световых лет от нас в созвездии Персея. Эта галактика в 10 раз меньше Млечного Пути. При этом чёрная дыра в 11 раз шире орбиты Нептуна.

«Это и вправду чудная галактика. Практически вся она занята чёрной дырой. Возможно, это первый объект в новом типе систем галактик и чёрных дыр», – заявил один из исследователей Карл Гебхардт (Karl Gebhardt) из Техасского университета в Остине. Кроме того, большая часть массивных чёрных дыр наблюдается в эллиптических галактиках, а эта – линзовидная.

«Сейчас есть три совершенно разных объяснения связи массы чёрной дыры и свойств галактики. Пока мы не понимаем, какая из этих теорий лучшая», – добавил автор статьи Ремко ван ден Бос (Remco van den Bosch).

Чтобы прояснить этот вопрос, астрономы стараются собрать как можно больше данных о массе чёрных дыр. В данном случае внимание учёных было приковано к шести самым массивным галактикам. NGC 1277, в частности, уже фотографировал телескоп «Хаббл». Имевшиеся данные о яркости галактики совместили с новыми и рассчитали, что масса чёрной дыры составляет 17 миллиардов солнечных – гораздо больше, чем предполагалось. «Это заставляет думать, что очень массивным галактикам присущи особенные физические процессы роста чёрных дыр», – заявил Гебхардт.

Источник: www.utexas.edu