Ученые из Лондонского Института исследования рака (Institute of Cancer Research) разрабатывают новаторский метод ранней диагностики рецидива рака. Подробности опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

Как известно, ранняя диагностика рака — важнейший залог успешного лечения. Это же относится и к диагностике рецидива болезни, чем скорее врачи поймут, что болезнь вернулась, тем больше шансов ее победить. Британские врачи изучили кровь пятидесяти пяти женщин, болевших раком груди, у которых риск рецидива был довольно высоким из-за большого размера удаленных у них опухолей. У пятнадцати из них действительно произошел рецидив, при этом анализ крови у 12 из этих больных обнаружил раковые клетки на восемь месяцев раньше, чем это сделали врачи с помощью обычных методов диагностики. У трех оставшихся возникли метастазы в мозгу, и, возможно, анализ крови не принес никаких результатов из-за гематоэнцефалического барьера.

Суть разрабатываемого метода заключается в том, что врачи выявили мутации, произошедшие в ДНК опухоли, а затем искали такие же мутировавшие клетки в крови. Предполагается, что такой способ диагностики будет не только более быстрым, чем существующие сегодня, но и более дешевым.

Впрочем, пока что этот метод находится еще на стадии развития. Корреспондент Би-би-си отдельно оговаривает, что женщинам, в чей крови обнаружили раковые клетки, даже не сообщили об этом, пока результат не был подтвержден обычным способом, так как было решено, что неэтично основывать лечение на столь непроверенных методах исследования.

Доктор Николас Тернер (Nicholas Turner), один из участников исследования, сказал, что на сегодняшний день важнейший вопрос, на который следует найти ответ, можно ли по изучению ДНК выявить возможный рецидив так рано, чтобы суметь его предотвратить».