В Институте медицинских исследований в Барселоне (IRB) был разработан и запатентован способ доставлять в мозг лекарства, преодолевая гематоэнцефалический барьер. Об этом было сообщено в журнале Angewandte Chemie International Edition.

Лечение болезней мозга, таких, как глиобластома, наследственная атаксия Фридрейха и других, сталкивается с большой проблемой. Клетки мозга образуют гемато-энцефалический барьер, который очень избирательно пропускает молекулы, защищаясь таким образом от инфекции. Этот механизм, в большинстве случаев полезный для организма, при лечении блокирует доставку многих лекарств, предназначенных для лечения центральной нервной системы.

Группа исследователей из IRB в сотрудничестве с представителями многих других научно-исследовательских организаций разработали метод, позволяющий обойти этот барьер. Они используют специальные «скоропомощные» пептиды, которые могут доставлять в мозг лекарства. «Скорая помощь» состоит всего из 12 аминокислот, и поэтому не блокируется барьером. Кроме того, пептиды сохраняются в крови от 12 до 24 часов, и таким образом у лекарства оказывается достаточно времени, чтобы подействовать на пациента.

Сейчас исследователи уже начали сотрудничество с биомолекулярным центром в Мадриде (Centro de Biología Molecular Severo Ochoa de Madrid), где пытаются найти лечение редкого генетического заболевания — наследственной атаксии Фридрейха. Перед ними стоит задача — зарядить свою «скорую помощь» вирусным вектором, который принесет в нервные клетки тот ген, которого недостает пациенту.

Исследователи заявили, что представители фармацевтической промышленности весьма заинтересовались их изобретением.