Физики из Московского госуниверситета и Федеральной политехнической школы Лозанны (Швейцария) разработали метод, который позволяет гарантированно формировать один оптический импульс, распространяющийся по кругу в резонаторе. Среди многих потенциальных применений такого метода — измерения состава газов спектроскопическим методом в среднем инфракрасном диапазоне и повышение стабильности генераторов, нужное, например, для приемников GPS. Статья ученых опубликована в журнале Nature Physics.

«Импульсы должны жить долго, и импульс должен быть один, а не несколько. Потому что, когда импульс один, он имеет самый широкий спектр, так называемую гребенку, и его наиболее просто использовать для различных применений, например, в спектроскопии», — рассказал соавтор работы, аспирант Физического факультета Григорий Лихачев.

В своей работе ученые рассматривали свойства двух оптических резонаторов. Первый тип изготовлен из оптического кристалла, фторида магния MgF2, второй был выполнен из нитрида кремния Si3N4 на чипе-подложке, имеющей толщину всего 1 микрон. Для запуска света в резонатор использовался лазер, свойства импульсов внутри резонатора измерялись на выходе спектрометром. В ходе эксперимента был продемонстрирован метод, который позволяет гарантированно формировать один импульс, распространяющийся по кругу в резонаторе.

[Изображение: Григорий Лихачев / Иллюстрация принципа спектроскопии с помощью двух гребенок (= двух солитонов)]