Раздвигая границы

Госкорпорация «Росатом» вышла на новый этап развития – начала распространять свои ядерные технологии в другие страны мира. Пилотным проектом станет создание современного центра ядерных исследований в Социалистической Республике Вьетнам. И это, уверены в «Росатоме», - только начало большой программы международного сотрудничества

Собственно говоря, Россия имеет большой опыт строительства и модернизации центров ядерных исследований и исследовательских реакторов как в стране, так и за рубежом. В свое время подобные проекты были успешно реализованы в Германии, Польше, Венгрии, Чехии, Румынии, Китае, Вьетнаме, Египте, Ливии и других странах. Однако с тех пор многое изменилось как в мире, так и в нашей стране. Увы, то, что касается науки и технологий, для нас складывается далеко не лучшим образом. Многие утверждали, что Россия уже никогда не сможет не то что стать «впереди планеты всей», но даже догнать развитые страны в технологическом отношении. «Росатом» решил сломать своим примером этот стереотип и доказать, что мы не только можем успешно развиваться как ядерная держава, но и помогать тем, кто в этом нуждается.

«Современный типовой модульный центр ядерных исследований состоит из нескольких лабораторий и установок, - говорит советник Блока по управлению инновациями Госкорпорации «Росатом» Николай Васильевич Архангельский. – В первую очередь это исследовательский ядерный реактор с соответствующими лабораториями: материаловедческой, радиохимической, лабораторией нейтронно-активационного анализа; с установкой по ядерному легированию кремния и другими установками, например для производства изотопов в медицинских целях, для стерилизации сельскохозяйственной продукции; с ускорителями». Экспортная программа госкорпорации включает в себя как центры ядерных исследований, так и отдельные исследовательские реакторы и научно-исследовательские лабораторные комплексы на базе реакторов. Предполагается, что таких проектов будет много, ведь «Росатом» обладает всеми возможностями сооружения современных модульных центров ядерных исследований, состав которых может быть изменен в соответствии с требованиями заказчика.
Ясно, что современный ядерный реактор должен отвечать ряду требований, и главное из них – безопасная эксплуатация. «Наши технологии эффективны и безопасны, а поэтому Вьетнам готов с нами сотрудничать, так же как, надеюсь, и другие потенциальные партнеры», - поясняет Н.В. Архангельский. Кроме того, реактор должен подразумевать возможность многоцелевого использования, иметь мощность до 15 МВт, высокую плотность потока нейтронов, достаточную для проведения широкого спектра исследований, длительный срок эксплуатации - до 50 лет, а также большое количество экспериментальных каналов и, главное, подготовленный эксплуатационный и научный персонал высокой квалификации. Все это задачи, исполнение которых ложится прежде всего на плечи «Росатома». От вьетнамской стороны потребуется готовность обучаться тому, что умеют наши специалисты.

Два в одном

Речь идет об осуществлении, по сути, сразу двух проектов – строительства нового исследовательского реактора и научно-исследовательского центра, который будет использовать генерируемые в реакторе нейтроны. Исследовательский реактор предназначен для широкого круга научно-исследовательских и прикладных работ – таких как радиационное материаловедение, физика реактора, ядерная физика и физика твердого тела, производство радиоизотопов для медицинских и промышленных целей, нейтронно-активационный анализ вещества, нейтронная радиография, радиационное легирование кремния и производство изотопов для медицинских и промышленных целей, нейтронно-захватная терапия.
Центр будет обеспечивать также исследования по физике активной зоны, теплогидравлике, вопросам обеспечения ядерной безопасности, радиационной защиты и оценок воздействия АЭС на окружающую среду, технологий обращения с радиоактивными отходами. Центр будет предоставлять услуги в области производства изотопов и радиофармацевтических препаратов, изготовления полупроводниковых материалов, в сфере радиационных, химических технологий, ядерной медицины, информационных технологий и компьютерного моделирования. И это лишь часть задач, которые ставят перед собой данные проекты. Но почему именно Вьетнам?
«К сотрудничеству с Вьетнамом меня подвигла еще и моя личная история, - рассказывает Н.В. Архангельский. - Дело в том, что вьетнамская атомная наука началась достаточно давно. Еще в начале 1960-х гг. в Южном Вьетнаме, в городе Далате был построен американский исследовательский ядерный реактор TRIGA, но по разным причинам работал он не очень успешно – не было научного потенциала, не было интереса. А потом, когда началась война с США, реактор вообще оказался в районе партизанских действий. Когда в 1975 г. Южный Вьетнам воссоединился с Северным, у вьетнамского правительства возникла идея не только восстановить работу этого реактора, но и расширить его возможности. За эту задачу взялся Советский Союз. Мы ставили цель создать полноценный Институт ядерной энергии в Далате. И вот тогда мне, молодому научному сотруднику Курчатовского института, пришлось плотно там поработать. Дело было в начале 1980-х гг. реактор был практически заново построен, мощность его увеличилась в два раза, и вокруг него сложился коллектив исследователей, который работает до сих пор. Некоторых из них я знаю еще с тех пор, это мои старые друзья».
По словам Н.В. Архангельского, это достаточно редкий пример того, как небольшой реактор долго и эффективно работает, делая многие полезные вещи: обычно малые реакторы не имеют столь долговременной научной программы, и довольно быстро выясняется, что они исчерпали себя. И реактор прекращает свою работу – что, собственно, и было с вьетнамским реактором в первоначальном варианте, когда его построили американцы. Другое дело – реактор, созданный по российскому проекту: он работает до сих пор, и в 2014 г. справляет свое 30-летие. «При этом выглядит он очень прилично, - говорит Николай Архангельский. – И это заслуга как наших ученых, так и вьетнамских специалистов, которые не дали ему “состариться”».

Изотоп вместо анализов

Чем же все эти годы «занят» вьетнамский реактор? В первую очередь, это фундаментальные исследования на горизонтальных экспериментальных каналах. «У них есть научное оборудование, которое позволяет исследовать так называемое конденсированное состояние вещества, - говорит Н.В. Архангельский. – И здесь прикладная, утилитарная польза, возможно, появится лишь в отдаленном будущем, как и бывает с фундаментальными исследованиями. А вот то, что они делают в активной зоне реактора, в его “сердце”, - изотопная продукция, которая очень востребована во вьетнамских клиниках, поскольку позволяет диагностировать и лечить больных». Речь идет о той диагностике, которая использует радиоизотопы, главный из которых – это технеций-99М, позволяющий диагностировать многие заболевания, причем на ранней стадии, а это особенно ценно. Распознать болезнь в тот период, когда человек еще не чувствует никаких симптомов, - значит резко повысить шансы на успешное излечение.
Именно на этих принципах – предупреждения недуга - строится медицина будущего. В идеале это должно выглядеть так: один раз в год человек приходит в поликлинику или диагностический центр, ему вводят в организм этот изотоп (что считается совершенно безвредным и безболезненным), а потом по распространению изотопа по организму можно определить, какие органы поражены и требуют более тщательного обследования, а какие здоровы. И это только одно из тех направлений, которые успешно развиваются во Вьетнаме.

Итак, реактор работает - и работает успешно. Но при этом он имеет небольшую мощность, всего 500 кВт, а это слишком мало для того, чтобы обеспечивать фундаментальные исследования и наработку изотопов, а также весь спектр прикладных исследований, которые сегодня может продемонстрировать наука. Кроме того, во вьетнамском Институте атомной энергии практически отсутствует база по реакторному материаловедению. Поэтому вьетнамские специалисты, которые благодаря центру сильно профессионально выросли за эти годы, почувствовали, что реактор для Вьетнама стал маловат, - и поставили вопрос о том, что нужно сделать более мощный реактор и полноценный научно-исследовательский центр.
«Начались разговоры о возобновлении сотрудничества, - рассказывает Н.В. Архангельский. - Мы двигались навстречу друг другу, и вот два года назад было подписано межправительственное соглашение между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о том, что будет создан центр ядерной науки и технологий, и в этом центре будет исследовательский реактор мощностью около уже 15 МВт, а это в 30 раз больше того, что есть сейчас. Там будут полноценные материаловедческая и радиохимическая лаборатории, которые позволит не только проводить современные исследования, но и нарабатывать изотопы, которых во Вьетнаме остро не хватает. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что это будет центр мирового уровня».

У вьетнамской стороны большие надежды связаны с внедрением этого проекта еще и потому, что в его рамках предполагается обучение вьетнамских студентов в тех высших учебных заведениях, которые плотно сотрудничают с «Росатомом». Головным вузом, который регулярно снабжает отрасль молодыми специалистами, выступает Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ. «Мы проводим жесткий отбор будущих студентов, которые поедут учиться в Россию, - рассказывает директор вьетнамского Института атомной энергии Чан Тьи Тхань. – Когда они учатся в старших классах, мы несколько раз в год проводим тесты по физике, химии и математике, и если кто-то из учеников набирает свыше 23 баллов из 30 возможных, будем проверять уровень его знаний дальше. Поедут только самые достойные».
Впрочем, вьетнамские студенты успешно учатся в российских вузах и сейчас. Их команда принимала участие в молодежном инновационном форуме «Форсаж» - «Атомном Селигере». Так что речь идет о расширении сотрудничества такого рода. По словам Тханя, во Вьетнаме ощущается острый дефицит специалистов по материаловедению, теплофизике, теплогидравлике, механике и некоторым другим направлениям. Вот их-то и будет активно поставлять Россия. Хотя это не конечная цель проекта для Вьетнама – в конце концов они надеются создать свою сеть учебных заведений такого рода и обучать молодежь самостоятельно, без помощи других стран. «Мы хотим стать государством, которое способно самостоятельно развивать свои ядерные технологии, обеспечивать все свои научные и технологические потребности, - поясняет Тхань. – Но амбиций стать ядерной державой у нас нет».

«Подмосковные вечера» по-вьетнамски

Финансирование создания центра будет осуществляться в счет российского кредита, и это записано в межправительственном соглашении. Это означает, что создание центра коммерческой выгоды «Росатому» не принесет. Тем не менее сотрудники госкорпорации связывают большие надежды с этим сотрудничеством: ведь речь идет о продвижении «родных» технологий, возможности их распространения в других странах. «Я думаю, что в первоначальном варианте мы не можем говорить о полноценном сотрудничестве, и вьетнамские специалисты это понимают, - поясняет Николай Архангельский. - Но они учатся, растут, как губки впитывают все, что им может пригодиться, и уже сейчас мы видим, что люди начинают разговаривать с нами на одном языке».
Имеется в виду не только общий язык научной терминологии, но и язык в прямом, лингвистическом смысле – вьетнамцы, которые за годы разрыва отношений разучились говорить по-русски, сейчас активно восстанавливают этот навык. По словам Н.В. Архангельского, вьетнамцы вообще очень симпатизируют нам и нашему языку. Любят петь наши песни, причем даже те, кто не знает русского языка. Услышать те же «Подмосковные вечера» во Вьетнаме – обычное дело.

«У нас есть направление, связанное с реакторными технологиями, и мы надеемся, что здесь наше сотрудничество будет развиваться очень активно, - продолжает Николай Архангельский. – Еще мы видим развитие направления материаловедения: “горячие” материаловедческие лаборатории, которые будут созданы в центре, будут настолько хорошо оснащены, что нам придется в некотором смысле позавидовать. И здесь сотрудничество может стать очень интересным для обеих сторон».
По-прежнему важна для Вьетнама изотопная тематика - не только в медицине, но и в индустрии. Здесь в республике уже выращены «продвинутые» специалисты, общение с которыми также будет интересно и полезно. «Мы не стесняемся того, что не только им у нас есть чему поучиться, но и нам у них, - улыбается Архангельский. – Будем только рады, если ученики окажутся еще способнее, чем мы думали». Это касается и таких прикладных задач, как нейтронно-активационный анализ, наработка кремния или, скажем, нейтронозахватная терапия.
У «Росатома» уже есть конкретные планы по продвижению своих технологий в другие страны. Вполне логично, что наши специалисты, имеющие колоссальный опыт и множество современных разработок, хотят эту деятельность активизировать, ведь их предложения остаются весьма востребованными и сегодня. К такого рода проектам есть интерес в странах Латинской Америки, в Юго-Восточной Азии, а не только во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, в Африке. «Этот проект для нас - только первая ласточка, - подчеркивает Николай Васильевич Архангельский. – Мы предлагаем рассматривать его как возможное предложение для других стран».
Можно сказать, что и для России, и для Вьетнама сейчас настали поворотные времена. Россия начинает внедрять свои атомные технологии по всему миру, и это крайне важный жизненный этап, говорящий о том, что наша страна может вновь стать общепризнанным донором наукоемких технологий, выйти на лидирующий научный и инновационный уровень. Что же касается Вьетнама, то он сейчас вступает на путь полномасштабного развития атомной энергетики. Через десять лет во Вьетнаме должны заработать первые два блока новой АЭС, сооруженной с помощью России. После этого, как считают сами вьетнамцы, начнется активное развитие. Сами они говорят, что ради двух блоков вовсе не хотят строить атомную энергетику, это должна быть полноценная атомная энергетика — как минимум 16, а лучше еще больше блоков. Осуществление столь грандиозных планов возможно только в том случае, если Вьетнаму удастся построить и развить мощный научно-исследовательский центр, поддерживающий эту программу. «Тот план, который Вьетнам сейчас пытается осуществить, очень правильный, потому что все страны, развивающие атомную энергетику, делают такие центры, - говорит Архангельский. – Мы их здесь всячески поощряем, потому что и они, и мы понимаем: без полноценного ядерного центра они будут истопниками при атомной электростанции».
Как полагает Н.В. Архангельский, если бы в свое время СССР и Вьетнам не начали сотрудничать в области атомной энергии, ядерная индустрия страны вполне могла развиваться по другому сценарию. Во Вьетнам опять вернулись бы американцы, возобновили работу своего реактора. И далее проекты новых АЭС тоже стали бы приходить во Вьетнам не из России.
Пожалуй, это единственный вопрос, где директор Института по атомной энергии во Вьетнаме не согласен с нашим специалистом. По мнению Чан Тьи Тханя, сотрудничество между Россией и Вьетнамом – вопрос истории и судьбы. «Возможно, я так говорю, потому что воспитан в традициях буддизма, но для меня просто не могло быть иначе, - улыбается Тхань. – Россия и Вьетнам не просто много лет сотрудничают, они дружат, и это - наша судьба».
Надо сказать, Вьетнам пытается налаживать сотрудничество по атомной проблематике и с другими странами, но, по словам Тханя, ничего подобного тому, что готова предложить Россия, там не наблюдается. Так, вместо получения полноценного высшего образования, которое не может длиться менее четырех-шести лет, Вьетнаму предлагаются двух-трехмесячные курсы, которые вряд ли обеспечивают полноценную подготовку специалистов. Поэтому сейчас Вьетнам пришел к выводу, что именно с нашей страной будет дальше строить диалог – понятный и полезный для обеих сторон.

директор вьетнамского института атомной энергии чан тьи тхань николай архангельский росатом центр атомных исследований во вьетнаме