Растения с геном мыши помогут перерабатывать токсичные вещества после буровых и шахтных работ

Заведующий лабораторией Максим Куцев говорит, что "в растения ученые встраивают ген мыши, который вырабатывает антитела к бензапирену". "Это стойкое химическое соединение с высокой токсичностью, - пояснил ученый. - Оно идет как побочный продукт в водах буровых установок и шахтных водах, которые откачивают на поверхность".

По его словам, на данный момент проблема с бензапиреном решается так: на закрытых территориях делаются искусственные озера, которые изолируют от почвы, их закидывают грунтом и засаживают растительностью.

"То есть, загрязненная почва изымается из оборота, а предполагается создать растение, которое будет утилизировать бензапирен и очищать её", - пояснил Куцев.

Ученые уже отобрали растения-реципиенты, которые подходят для вживления гена животного, - это тефрозерис (крестовник полевой) и ряд водных растений. "Это очень долгий процесс. Кемеровские ученые создали генную конструкцию для вживления мышиного гена, потом будет делаться синтез, процесс оптимизации, чтобы растение не "узнало" чужой ген и не "отключило" его", - пояснил Максим Куцев.

Растение с мышиным геном обретет способность поглощать токсичный химический элемент, растворенный в водной среде, что крайне актуально для очистки воды в затопленных угольных шахтах Кузбасса. Предполагается, что их будут высаживать на закрытых санитарных площадках рядом с производствами, где бензапирен является побочным продуктом.

Источник: itar-tass.com