Ученым из университета Огайо (США), под руководством ассистента-профессора Мэттью Салливана (Matthew Sullivan), с помощью специальной компьютерной программы удалось собрать 12 500 новых, ранее не изученных расшифрованных геномов вирусов. Таким образом, количество доступных для анализа расшифрованных вирусных геномов увеличилось в 10 раз, а количество родов вирусов — в два раза. Статью об этом, опубликованную в онлайн-издании eLife, пересказывает сайт (e) Science News.

Салливан с коллегами не расшифровывали вирусные геномы сами, а искали их в общедоступных базах расшифрованных ДНК микробов — в основном бактерий, но также и архей, древних примитивнейших одноклеточных организмов. Собранные в этих базах микробы имеют самое разное происхождение — некоторые были обнаружены в кишечнике человека

Разработанная в университете Огайо специальная компьютерная программа «просеивала» эти базы и искала в них признаки вирусных геномов. В частности, гены, кодирующие синтез белковых капсул вирусов. Поскольку у самих бактерий таких капсул нет, присутствие данных генов — верный признак того, что данная бактерия заражена вирусом.

Причем это заражение далеко не всегда вредоносно. Действительно, многие вирусы, заражая клетки организмов, в том числе бактерий, встраиваются в их ДНК, заставляют эти клетки синтезировать новые вирусы и затем убивают их. Но сотрудники лаборатории Салливана обнаружили также другие вирусы, полезные вирусы — профаги. Они не встраиваются в хромосомы микробов, а работают «в связке» с ними, позволяя микробу приобрести новые, полезные качества, которые помогают ему в борьбе за существование.

Такой симбиоз микробов и вирусов, как выяснилось, — вполне обычное дело. «Экстрахромосомная форма данного типа вирусов оказалась весьма широко распространенной, при этом никто такие вирусы не изучает, — сказал профессор Салливан. — Это на самом деле новый и малоизученный феномен, и нам важно понять его принципы».

В самом деле, микроорганизмы — важная часть биосферы, и, если вирусы могут их изменять, это существенно меняет сложившуюся научную картину живого мира. Вирусы-профаги могут влиять и на жизнь человека, хотя бы через те же кишечные бактерии. Напомним, совсем недавно другая команда ученых из США открыла, что некоторые бактерии защищаются от вредоносных вирусов, ставя их себе на службу.

Если же говорить о прикладных исследованиях вирусов, то нужно отметить недавнее исследование, показавшее, что разные виды гриппа распространяются неодинаковыми способами. Благодаря нему теперь ясно, что и бороться с различными видами этой болезни нужно по-разному.