Раскрыта природа сезонных штормов на Сатурне

Изучение гигантских штормов на Сатурне помогает постичь нрав земных ураганов

Испанские планетологи сумели описать поведение сезонных «гигантских» штормов на Сатурне и объяснили основные загадки, связанные с этим явлением. Свои выводы они опубликовали в журнале Nature Geosciences

Испанские ученые проанализировали снимки космического зонда «Кассини», сделанные в 2010 году, и с помощью компьютерного моделирования выяснили, как зарождается  и развивается шторм, и что им движет.
Тогда «Кассини» сделал массу снимков шторма с высоким разрешением. Шторм начался в виде маленького белого облака, родившегося в средних широтах северного полушария. Оно быстро росло и оставалось активным в течение семи месяцев, породив бешено клубящийся облачный покров с поперечником более 10000 км.

-
Благодаря компьютерному моделированию ученые установили, что сатурнианский шторм зарождается на 300 км ниже видимой поверхности облаков. Это место является мощным источником нагрева и конвективных атмосферных течений, поднимающих  вверх огромные массы водяного пара, которые собираются в облака. При этом высвобождается огромное количество энергии, нагревающей атмосферу Сатурна на 60 градусов. Взаимодействуя с постоянно дующими на этих высотах ветрами, облака разгоняются  до скорости 160 м/сек. Понимание того, откуда берется движущая шторм гигантская энергия, считают ученые, и компьютерная модель, созданная ими для этой цели, помогут при исследовании земных ураганов.
Штормы возникают на Сатурне ежегодно, то есть примерно раз в 28,5 земных лет. Облака, площадью в миллиарды квадратных километров, которые возникают после шторма впервые заметили еще в 1876 году и назвали Большим белым пятном (по аналогии с Большим красным пятном Юпитера).

астрономия бури на сатурне планетология сатурн