«Радиоастрон» будет передавать данные в США и ЮАР

Российский орбитальный радиотелескоп «Спектр-Р» будет снабжать информацией американских и южноафриканских астрономов

Российская астрофизическая обсерватория «Спектр-Р» («Радиоастрон») будет снабжать научными данными исследовательские станции США и Южно-Африканской Республики, сообщила заместитель директора Физического института РАН (ФИАН им. Лебедева) Лариса Лихачёва. По её словам, Роскосмос оплатил монтаж отечественной приёмной аппаратуры на антенны нескольких наземных радиотелескопов в этих странах. Таким образом, получать данные с «Радиоастрона» будут в общей сложности три астрофизических обсерватории. Первая станция слежения расположена в подмосковном Пущино.

«Я хотела бы поблагодарить Роскосмос и лично его руководителя Владимира Поповкина за то, что он впервые пошёл на беспрецедентный опыт – оплатить работу американской станции слежения, где установлена аппаратура по приёму информации с российской космической лаборатории. … Оговорено, что ЮАР предоставит свою наземную антенну для установки уже изготовленного российского комплекса слежения», – цитирует Лихачёву агентство РИА Новости.

«Радиоастрон» был запущен в июле 2011 года и стал первым за многие годы инструментом исследования дальнего космоса, созданным российскими специалистами. Его взаимодействие с наземными радиотелескопами осуществляется по принципу интерферометра со сверхдлинной базой (РСДБ, или VLBI). В январе текущего года аппарат работал в самой дальней точке своей орбиты, и в результате обмена сигналами с Землёй было образовано виртуальное «зеркало» рекордного диаметра – 220 тысяч километров.

международное сотрудничество радиоастрон роскосмос фиан