«Радиоастрон» откроет тайны черных дыр

«Радиоастрон» откроет тайны черных дыр. Международная космическая обсерватория «Радиоастрон» успешно реализует раннюю научную…

Один из лучших космических телескопов мира «Радиоастрон» был запущен в космос 18 июля 2011 года. У многих любителей астрономии это новость вызвала непередаваемые чувства. Ведь истории «Радиоастрона» более 30 лет. Он был придуман еще в 80-е годы. Этот проект – дело всей жизни многих выдающихся ученых России. А поэтому «Радиоастрон» был назван самым крупным научным проектом нашей страны в 2011 году.

«Радиоастрон» работает в режиме наземно-космического интерферометра. Один из его радиотелескопов – «Спектр-Р» вынесен в космос, остальные находятся на земле. В проекте участвуют крупнейшие телескопы мира, которые расположены на территории  России, Украины, США, Германии, Пуэрто-Рико и Австралии.

Наземные телескопы объединены с «Радиоастроном» по особой методике, которая основана на сверхдлинной базе. Ведь чем больше  расстояние между телескопами, тем лучше угловое разрешение, то есть «зоркость».

Наземные телескопы ограничены в своей работе, максимальная длина базы составляет 12 тысяч километров, это диаметр Земли. Но когда в работу подключается космическая антенна «Радиоастрона», мы получаем самую большую из когда-либо построенных обсерваторий. Ведь в космосе нет ограничений.

Орбита российского аппарата вытянутая.  Ее апогей достигает 350 тысяч километров. Это значит, что база интерферометра превышает диаметр нашей планеты примерно в 30 раз.

И телескоп в 30 раз более зоркий, чем любой другой. Благодаря «Радиоастрону» можно сделать детальные изображения объектов с разрешением до миллионных долей угловой секунды. Ученые вскоре смогут получать уникальные данные о ядрах активных галактик,  пульсарах, микроквазарах и радиозвездах. Кроме того, впервые огромное око «Радиоастрона» позволит вплотную приблизиться к самым загадочным образованиям вселенной - черным дырам.

По словам заведующего лабораторией Астрокосмического Центра ФИАН Юрия Ковалева, с помощью «Радиоастрона» можно получить изображения «исключительной точности», с разрешением в 1000 раз лучше, чем у знаменитого телескопа «Хаббл».

Конструкция «Радиоастрона» уникальна. Его создателям – сотрудникам из НПО имени Лавочкина удалось построить гигантский цветок из 27 лепестков. Это и есть антенна. Самое сложное было уложить всю конструкцию в головном обтекателе ракеты.

- Космический радиотелескоп состоит из центрального трехметрового зеркала,  вокруг него собрано 27 панелей, которые в сложенном состоянии похожи на зонтик. Вот в таком виде и удалось поместить телескоп под обтекатель ракеты. Это одна из самых сложных процедур, - поясняет доктор физико-математический наук Юрий Ковалев. - Так «Радиоастрон» и отправился в космос. И именно там уже произошло открытие 27 лепестков. Дело в том, что в основании телескопа стоит кольцо, к которому прикреплены тросики, а они в свою очередь прикреплены к 27 панелям. Когда кольцо начало вращение, 27 тросиков потянули за собой 27 лепестков, и зонтик раскрылся.

Сейчас «Радиоастрон» уже начал работу над ранней научной программой. На длинах волн 18 и 6 сантиметров система работает прекрасно. Однако пока сигнал с «Радиоастрона» может получать только станция в подмосковном городе Пущино.

Директор Пущинской радиоастрономической обсерватории АКЦ ФИАН Рустам Дагкесаманский говорит:

- В настоящее время наша обсерватория играет большую роль в этом проекте. Сегодня мы единственные в мире, кто принимает информацию со спутника и передает ее в центр обработки. Чтобы надежно получать информацию, нужен большой наземный инструмент. И он у нас есть – это 22-метровый радиотелескоп нашей обсерватории.

Все записи передают в так называемый корреляционный центр. Их предстоит обработать и совместить с данными наземных телескопов. И вот это самый сложный и долгий процесс.

Заведующий отделом наземно-космической радиоинтерферометрии Пущинской радиоастрономической обсерватории Анатолий Коваленко рассказывает:

- Мы одновременно проводим наблюдения одного и того же объекта и на Земле, и в космосе, но информации очень много и прямо на борту ее обработать и хранить невозможно. Поэтому данные о принимаемом радиоизлучении от объекта сразу передаются на землю в реальном времени.

Сегодня ученые надеются, что благодаря «Радиоастрону» им удастся исследовать области, где формируются одни из самых энергичных и мощных космических объектов. Телескоп позволит приблизиться к сверхмассивным черным дырам и даже кротовым норам.

астрономия космос лаборатория радиоастрон телескоп черная дыра