Радиация выводится из организма белками

Два препарата повышают уровень выживаемости среди мышей, подвергшихся радиационному воздействию

Два уже утверждённых для применения человеком лекарственных препарата, препятствующих свёртыванию крови, могут сыграть удивительную роль в лечении лучевой болезни.

Прошлогодняя авария на ядерном реакторе в японской Фукусиме дала очередной повод для беспокойства, связанного с несовершенством лечения радиационного отравления. В течение длительного времени считалось, что последствия воздействия высоких доз радиации являются мгновенными и необратимыми, вызывая разрушение кишечника и потерю клеток костного мозга, что в итоге приводит к повреждению иммунной системы. В качестве меры предосторожности от массового радиационного отравления многие правительства располагают методом лечения, который называется «гранулоцитарный колониестимулирующий фактор». Он усиливает функцию костного мозга, однако должен храниться в холодильнике, обладает побочными эффектами и должен приниматься сразу же после наступления аварии.

Специалист по биологии стволовых клеток Хартмут Гейгер (Hartmut Geiger) и его коллеги разработали терапевтическую стратегию, которую можно применять и спустя 24 часа после радиационного облучения. «Большинство людей уверено: облучился – значит, игра окончена, — говорит Гейгер. — Теперь мы знаем, что это можно изменить».

Два препарата — это тромбомодулин (солулин/рекомододулин), недавно одобренный в Японии как средство профилактики тромбоза, и активированный протеин C (зигрис). Производимый фирмой «Эли Лилли» (Eli Lilly) зигрис до его изъятия с американского рынка в прошлом октябре в силу неэффективности был ведущим препаратом для лечения воспалений, вызванных заражением крови. В ходе экспериментов, осуществляемых Гейгером и его коллегами, лечение мышей с применением одного из двух препаратов приводило к восьмикратному увеличения количества клеток костного мозга, необходимых для выработки белых кровяных телец, и на 40-80% повышало уровень выживаемости среди мышей, подвергавшихся смертельным дозам радиации.

В ходе ключевого эксперимента исследователи подвергли радиационному воздействию в 9,5 грей 48 мышей. 24 и 48 часов спустя 30 мышам были произведены инъекции активированного протеина С. Через 30 дней выжило только 30% неинъецированных мышей, в то время как из инъецированных мышей в живых оставались 70%. Тромбомодулин также повышает уровень выживаемости, однако, как выяснили учёные, он эффективен только при введении в течение 30 минут после радиационного облучения.

Источник: Брендан Боррелл (Brendan Borrell), Nature.com