Газовые облака «размножают» объекты во Вселенной

Пять квазаров вместо одного: необычное оптическое явление наблюдали учёные из ФИАН и Главной астрономической обсерватории РАН в составе международной группы астрономов

Целых пять квазаров там, где по каталогам значится один – интересный «оптический обман» в радиодиапазоне породило облако ионизированного газа, вставшее на пути между объектом и наблюдателями. Это явление было предсказано ещё в 70-е годы прошлого века, однако впервые учёным удалось зарегистрировать такое только сейчас, с помощью системы радиотелескопов апертурного синтеза VLBA (США). В наблюдениях принимали участие российские астрономы – Юрий Ковалёв из Астрокосмического центра Физического института РАН имени П.Н. Лебедева (АКЦ ФИАН) и Александр Пушкарёв из Главной астрономической обсерватории РАН.

Комментируя полученные результаты, Ковалёв вспомнил «клятву астронома», которую дают выпускники МГУ и СПбГУ. В ней есть такие слова: «Клянёмся никогда не путать объектив с окуляром, Марс – с Полярной звездой, АЛГОЛ с Алголем, а Алголь – с алкоголем… И, увидев две звезды там, где прежде была одна, не кричать «Эврика!», не вылив на голову ведро холодной воды».

«Так вот, двое из нас, дававшие клятву астронома в МГУ имени Ломоносова, в течение последних нескольких лет практически лили на себя вёдра холодной воды. Причина – появление пяти квазаров там, где раньше был один. Ничего более странного раньше нам не встречалось. Размножение то проявлялось, то исчезало – значит, это не гравитационное линзирование. Позднее нам удалось разобраться и измерить с высочайшей точностью размеры, скорость и другие характеристики межзвёздного облака, обусловившего это уникальное явление», – рассказал учёный.

Анализ показывает, что траектории радиоволн, излучаемых квазаром 2023+335 (около 3 млрд. световых лет от Земли), были искривлены облаком турбулентной плазмы, которое находится от нас примерно в 5000 световых лет в направлении созвездия Лебедя. Размер облака сопоставим с расстоянием между Солнцем и Меркурием, а скорость его движения в пространстве составляет около 56 километров в секунду.

«Это редкое явление даёт нам новые возможности для изучения свойств турбулентной газовой среды, которая занимает значительную долю пространства нашей Галактики», – говорит Александр Пушкарёв.

Источник: www.fian-inform.ru