Осуществлена квантовая связь «самолёт-земля»

В Германии самолёт впервые обменялся квантовым посланием с Землёй

В Германии самолёт впервые обменялся с Землёй посланием, зашифрованным в квантах, сообщает сайт научно-популярного журнала New Scientist. Эксперимент возглавил аспирант Себастьян Науэрт (Sebastian Nauerth) из университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене.

Технология квантового распределения ключа (QKD) передаёт двоичный код двумя видами поляризуемых фотонов, которые соответствуют нулю и единице. Такая связь устойчива к перехвату, поскольку любая попытка «вклиниться» в сеанс означает нарушение поляризации, фиксируемое получателем и служащее для него предупреждением. Как отмечают эксперты, осуществление первого сеанса «воздух-земля» – шаг на пути к созданию спутниковых квантовых каналов.

Самолёт летел на высоте около 20 километров со скоростью 300 км/ч. Основную трудность в ходе эксперимента представляло точное наведение инфракрасного лазера, служащего передатчиком, на наземную приёмную станцию: малейшее отклонение существенно уменьшило бы число фотонов, достигших цели. Чтобы избежать этого, на обеих сторонах линии были установлены подвижные зеркала, а сам эксперимент выполнялся поздним вечером для уменьшения интерференции от Солнца.

Продолжительность сеанса составила около 10 минут, что соответствует коду на 10 килобайт данных.

По словам британского инженера-оптика Джона Рэрити (John Rarity), не участвовавшего в исследовании, опыт оказался не из лёгких. Обеспечить точное наведение спутника будет ещё труднее. Пока соответствующие технологии не разработаны, Рэрити предлагает использовать в качестве ретрансляторов самолёты на солнечных батареях, которые могут находиться в воздухе по нескольку недель с одного взлёта.

Весной и летом 2012 года было последовательно установлено несколько рекордов квантовой связи «земля-земля». В мае китайские физики сумели передать сигнал на расстояние 97 километров, а позже Оптическая наземная станция Европейского космического агентства на Канарских островах сообщала о 143-километровой «телепортации».