Обнаружена новая квазичастица - квантовая капля

Учёные Philipp University of Marburg, изучали процессы, происходящие в полупроводниках и открыли новый вид квазичастиц, - «квантовая капля» или дроплетон. Её поведение похоже на поведение частиц жидкостей.

Ученые из Объединенного института лабораторной астрофизики JILA  облучали кристалл арсенида галлия лазерным лучом большой мощности,в материале закономерно возникали свободные электроны и дырки, а также их квантово-связанные пары, экситоны. Ученые также наблюдали рождение биэкситонов — групп из двух электронов и двух дырок, которые связаны в стабильную систему подобно протонам и электронам в двухатомной молекуле водорода.

Во время дальнейших исследований выяснилось, что электроны и дырки в материале ведут себя неожиданно. Они формируют группы из нескольких экситонов, которые ведут себя в квантово-связанном кластере как молекулы жидкости. Именно поэтому новую квазичастицу авторы  назвали квантовой каплей. Ученые представили  экспериментальные и теоретические доказательства существования квантовой капли в электронно-дырочной плазме в статье, опубликованной в журнале Nature.

Квазичастицами физики твердого тела называют способ описания феноменов, который постулирует существование виртуальных частиц. Классическим примером квазичастицы является дырка в полупроводнике или фононы — частицы акустических колебаний в твердом теле.

дроплетон квазичастица квантовая капля