Сибирские учёные создают усовершенствованные квантовые часы

Институт лазерной физики СО РАН намерен оставаться одним из мировых лидеров в области создания квантовых стандартов частоты

Специалисты Института лазерной физики (ИЛФ) СО РАН работают над тем, чтобы сделать оптические часы как можно более точными. Об этом рассказал директор института академик Сергей Багаев. Он отметил, что в последнее время именно квантовые технологии являются основой технологий прорывных.

«Мобильные транспортируемые системы, которые уже созданы у нас – в своём классе лучшие в мире, но это тот период, который уже завершен. Новое поколение – оптические стандарты частоты на основе ультрахолодных атомов и ионов с использованием метода лазерного охлаждения частиц и их локализации в оптических ловушках», – обрисовал перспективное направление исследований академик.

По его словам, над этим работают ведущие лаборатории в мире, в том числе и специалисты ИЛФ СО РАН. Сегодняшняя задача, как сказал Багаев, состоит в создании нового поколения квантовых оптических часов, причем, не только наземного, но и космического базирования. Прогресс заключается и в достижении более высокой точности, чем есть сейчас – на уровне от 10-17 до 10-18. «О таких цифрах 20—30 лет назад мы могли только мечтать, а сегодня это ближайшее будущее», – отметил учёный.

Разработка оптических часов подобной точности позволит реализовать более надежный контроль полетов аппаратов в далёком космосе, создать новое поколение систем спутниковой навигации, позволяющей осуществить субсантиметровую точность (сейчас – десятки метров), поспособствует более выверенным астрономическим наблюдениям и мониторингу различных объектов. Что касается фундаментальных аспектов, то, по словам Багаева, прогресс в вышеупомянутой технологической отрасли улучшит наши знания об основополагающих принципах природы, а также сыграет роль в проверке теорий относительности и гравитации.

Создание компактных мобильных лазерных часов для космических аппаратов, как полагает Багаев, имеет очень большое значение. «В этом направлении СО РАН очень много сделало и будет делать – сейчас организована европейская программа по конструированию таких часов, в ней участвует и ИЛФ СО РАН», – заявил директор, добавив, что сегодня идёт обсуждение вопроса о создании специального института, площадки которого будут размещены и в Европе, и в Сибирском отделении.

Багаев отметил, что ИЛФ СО РАН на протяжении многих десятилетий является ведущим в России и одним из мировых лидеров в области лазерной спектроскопии и создания квантовых стандартов частоты, а также оптических часов на их основе. «Первые в мире были сделаны у нас, в Новосибирске в 1981 году, и их выверенность на то время являлась рекордной. В 1996 здесь же появились транспортируемые оптические часы, и, наконец, с 2000 по настоящее время – фемтосекундные, с точностью 10-16–10-17 степени. Всё это – абсолютные прорывы в точности абсолютных частотных измерений», – подчеркнул академик Багаев.

Источник: www.copah.info