Официально:

Пётр Николаевич Лебедев. 24 февраля (8 марта) 1866  – 1 (14) марта 1912. Русский физик-экспериментатор, первым подтвердивший на опыте вывод Максвелла о наличии светового давления. Создатель первой в России научной физической школы.

1. Знаменитый физик Уильям Томсон лорд Кельвин рассказал о научных заслугах Петра Николаевича Лебедева кратко и афористично: «Я всю жизнь воевал с Максвеллом, не признавая его светового давления, и вот Лебедев заставил меня сдаться перед его опытами».

2. Энциклопедии излагают то же самое куда суше: в 1899 году Петр Николаевич Лебедев при помощи виртуозных, хотя и выполненных скромными средствами опытов подтвердил теоретическое предсказание Максвелла о давлении света на твердые тела, а в 1907 году - и на газы. Это исследование явилось важной вехой в науке об электромагнитных явлениях.

3. «Человек, который взвесил свет», как назвали Петра Лебедева в посвященном ему документальном фильме, был москвичом по рождению и купеческим сыном: его отец служил в известном чаеторговом доме Боткиных и, помимо этого, имел собственное дело.

4. Петр Лебедев обучился грамоте еще дома. Немецкая аккуратность казалась отцу прочной базой успеха, и мальчика отдали в Петропавловское мужское училище с преподаванием почти всех предметов на немецком языке. Немецкий язык потом сильно пригодился Лебедеву в жизни.

5. Петр Лебедев проявлял столь сильный интерес к физике, что к концу учебы он был допущен в физический кабинет училища, чтобы помогать учителю готовить приборы к демонстрациям на уроках.

6. Как выпускник реального училища Лебедев не мог поступить в университет. Теперь знаменитым студентом гордится Бауманка:  увлеченный физикой с юных лет будущий ученый выбрал Императорское Московское техническое училище.

7. Курс в ИМТУ Петр Лебедев не закончил. Карьера инженера будущего ученого не привлекла, и отец оплатил ему учебу за границей.  В Страсбургском университете он поучился у известного физика Августа Кундта, да так успешно, что за выполненные под руководством Кундта работы ему присвоили степень доктора.

8. Много лет Петр Лебедев совмещал научную работу с преподавательской. Московский университет, в который он не мог в свое время поступить без знания греческого и латыни, предложил ему, в конце концов, кафедру физики.

9. Профессор Московского университета Петр Лебедев был прославлен не только физическими экспериментами, но и  созданием научной школы. Одним из его известнейших учеников был, к примеру, Сергей Вавилов.

10. Блестящая карьера, однако, прервалась: в 1911 году Лебедев вместе с другими профессорами прогрессивных взглядов – Вернадским, Тимирязевым, Чаплыгиным и многими другими –  покинул Московский университет в знак протеста против действий реакционного министра просвещения Кассо. Замечательные ученые не захотели исполнять в университете полицейские функции. Историки науки уверены, что увольнение крупных деятелей науки привело к упадку преподавания физики в Московском университете.

11. После увольнения из университета Лебедев и другие либерально настроенные физики образовали Московское физическое общество. После кончины Петра Николаевича, оно стало носить его имя.

12. В Городском университете имени Шанявского Лебедев создал новую физическую лабораторию, но продолжить исследования он не успел: больное сердце не выдержало связанных с увольнением неприятностей.

13. Лебедев отличался и незаурядным остроумием. Одна шутка Петра Николаевича однажды изрядно напугала его мать. Матушка будущего профессора получила от него странное письмо: «У меня новорожденная: кричит, бунтует, никакого авторитета не признает. Крестным был профессор Кундт, он пришел в несколько взвинченное состояние, когда я преподнес ему новорожденную...»  И лишь в конце письма Петр Николаевич объяснил перепуганной маме,  что новорожденной была некоторая идея относительно электричества.

14. «Он набит знаниями гораздо больше меня, однако не он физик, а я», так Петр Лебедев говорил о книжном шкафе.

15. «Всей душой разделяю скорбь утраты незаменимого Петра Николаевича Лебедева. Когда же Россия научится беречь своих выдающихся сынов – истинную опору Отечества?»  – горевал великий ученый Иван Павлов. Другой замечательный ученый, Климент Тимирязев, надеялся, что страна доживет до времени, когда «людям с умом и сердцем» откроется, наконец, возможность жить в России, а не только родиться в ней, чтобы с разбитым сердцем умирать».

16. Ныне имя Петра Николаевича Лебедева носит прославленный ФИАН – физический институт Российской академии наук.