Материалы портала «Научная Россия»

Путь к счастью лежит через EQ

Путь к счастью лежит через EQ
Если понять, как работает эмоциональный интеллект человека, можно приблизиться к власти над людьми

Начиная с 90-х годов эмоциональный интеллект превратился из малоизученной концепции, описываемой в академических журналах, в общепризнанный термин. Сегодня EQ (коэффициент эмоционального интеллекта) составил достойную конкуренцию своему «когнитивному» собрату — IQ. Он приобретает все большую популярность в вопросах воспитания детей, семейной терапии, а также активно используется в управлении персоналом.

В 1960-х годах психолог из Стэнфордского университета (США) Уолтер Мишель (Walter Mischel) провел интересный эксперимент с четырехлетними детьми. Он попросил их не есть зефир, пока он ненадолго выйдет из комнаты. Малышам было обещано, что если они не тронут угощенье, то по возвращении получат награду в виде двух зефирин. Более 10 лет спустя, когда дети достигли подросткового возраста, было проведено повторное исследование. Оно выявило, что те, кто не поддался искушению, лучше учились в школе и в целом были более успешны.

Эксперимент Мишеля хорошо иллюстрирует роль эмоционального интеллекта в жизни человека. Уже к 4 годам дети способны к эмоциональной саморегуляции. Возможность отсрочить удовольствия ради высшей цели, скорее всего, и явилась той моделью, которая помогла им преуспеть в жизни.  

Впервые термин «эмоциональный интеллект» (EI — Emotional intelligence) в психологию ввели профессор Йельского университета (США) Питер Сейлови (Peter Salovey) и профессор Нью-Гэмпширского университета (США) Джон Майер (John Mayer). Они определили его как «тип социального интеллекта, который способен отслеживать собственные эмоции и эмоции других людей, видеть их различия и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями». 

Статья «Эмоциональный интеллект» была опубликована в 1990 году. Через 5 лет была опубликована книга американского психолога и научного журналиста Дэниела Гоулмана (Daniel Goleman) «Эмоциональный интеллект», которая стала бестселлером. Обобщив работы ведущих психологов, Гоулман выразил уверенность в том, что эмоциональный интеллект важнее коэффициента умственного развития. «Академический ум, по существу, не предполагает готовности к беспорядку — или возможностям, — которые преподносят превратности судьбы. Однако, даже если высокий коэффициент умственного развития не гарантирует преуспевание, престиж или счастье в жизни, наши учебные заведения и культура зациклены на академических способностях, игнорируя эмоциональный интеллект, набор черт — кто-то может назвать его характером, — который имеет огромное значение для нашей личной судьбы», — пишет Гоулман.

Начало эпохи IQ-тестов пришлось на Первую мировую войну. В 1917 году вооруженные силы США стали использовать их для классификации более двух миллионов солдат. За этим последовали десятилетия, названные профессором Гарвардского университета Говардом Гарднером (Howard Gardner) периодом «мышления категорией коэффициента умственного развития». Гарднер, автор теории множественного интеллекта, отмечает, что «многие с коэффициентами умственного развития на уровне 160 работают на тех, у кого этот коэффициент не превышает 100, если у первых низкий межличностный интеллект, а у вторых — высокий».

Теория эмоционального интеллекта объясняет, почему люди с невысоким IQ могут преуспеть в жизни больше, чем «отличники». Однако не меньший интерес представляет другой аспект — почему наши эмоциональные реакции не всегда контролируются разумом?

Отчасти ответ на этот вопрос дает изучение развития головного мозга человека. Формирование эмоций проходило на протяжении миллионов лет, и последние тысячелетия, несмотря на огромный рост цивилизации, оставили лишь незначительный след в наших реакциях.

Эмоциональные центры возникли из мозгового ствола — самой примитивной части мозга, окружающей вершину спинного мозга. Из эмоциональных зон в ходе эволюции развился думающий мозг, или неокортекс. Как правило, сигналы из неокортекса посылаются в лимбическую систему, из которой соответствующая ответная реакция распространяется по головному мозгу и всему организму. Однако ученые обнаружили, что есть меньший пучок нейронов, идущий от таламуса прямо к миндалевидному телу. Этот узкий и более короткий проводящий путь позволяет миндалевидному телу получать некоторые входные сигналы непосредственно от органов чувств и запускать ответную реакцию прежде, чем они будут зарегистрированы неокортексом.

Это во многом объясняет, почему люди, оказавшиеся во власти сильных эмоций, через какое-то время (когда включается неокортекс) не могут сами объяснить свои поступки. Эти первобытные инстинкты по типу «почувствовал опасность — дерись или убегай» иногда играют с нами злую шутку.

Вполне человечно испытывать такие эмоции как страх и тревога, и что действительно обнадеживает в теории эмоционального интеллекта, так это возможность научиться оптимизму. Директор Центра позитивной психологии в Пенсильванском университете (США) Мартин Селигман (Martin Seligman), посвятивший изучению оптимизма и пессимизма более 25 лет, уверен, что люди «способны изменять деструктивные мысли, возникающие в сознании, когда вы сталкиваетесь с проблемами, которые жизнь подбрасывает каждому из нас».

iq эмоциональный интеллект

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий