Объяснено замедление вращения пульсаров

Теперь понятно, почему пульсары со временем теряют скорость вращения

Учёные из Саутгемптонского университета показали, как пульсары – нейтронные звёзды, испускающие пучки электромагнитного излучения – замедляют вращение по мере старения. Об этом рассказывает научно-популярный портал Sci-News.com.

Пульсары имеют очень стабильные скорости вращения, но по мере потери энергии они замедляются. В своей статье для журнала Nature Physics учёные предложили способ предсказания этого замедления.

«Скорость вращения пульсара может быть очень точным временным показателям, не уступающим лучшим атомным часам, но, в конце концов, она снизится. До сих пор природа этого замедления не была до конца понята, несмотря на 40 лет исследований. Наша модель, однако, открывает путь к расширению знания о функционировании пульсаров и предсказанию их поведения», – заявил соавтор статьи Нилс Андрессон (Nils Andersson).

По мере охлаждения пульсара его внутренняя часть переходит в супертекучее состояние (оно похоже на жидкость, но без трения, «вязкости»). Именно это способствует замедлению вращения звезды.

«Можно сравнить это с фигуристом, вытягивающим руки, чтобы замедлить вращение, – сказал руководитель исследования Винн Хо (Wynn Ho). – Наша модель объясняет поведение молодых пульсаров, таких как 958-летний пульсар в Крабовидной туманности, вращающийся 33 раза в секунду».

Понимание механизма вращения пульсаров важно для работы с создаваемыми сейчас телескопами, одной из целей которых будет как раз изучение таких звёзд. «Наш результат даёт новый метод связи изучения удалённых астрономических объектов с лабораторной работой на Земле в области физики высоких энергий и низких температур. Это потрясающий пример междисциплинарности», – полагает Андерссон.