Сотрудник Богословского колледжа Акадии (Волфвилл, провинция Новая Шотландия, Канада) заявляет, что среди папирусов, из которых была сделана маска египетской мумии, найден фрагмент Евангелия от Марка, записанный ранее 90 года нашей эры. Если это действительно так, то этот объект станет самым ранним физически сохранившихся текстом из Священного Писания. Проблема в том, что авторы исследования не представили научному сообществу никаких доказательств своих заявлений. Статью об этом таинственном исследовании публикует портал Livescience.com.

Дело в том, что лица многих египетских мумий покрыты масками, сделанными в технике папье-маше — если фараоны могли позволить себе маски из золота, большинству материалом для масок служили папирусы. Да еще и не всегда новые  — ученые считают, что египтяне повторно использовали папирусы для погребальных масок в целях экономии, потому что папирусы были дорогими. Соответственно, иногда можно эти тексты прочесть и они становятся бесценными источниками, ибо как раз документы повседневности сохраняются хуже всего. В определенном смысле египтяне спасали тексты, так же, как в Средневековье монахи спасали тексты на пергамене, когда счищали верхний слой уже использованного и писали поверх — получался палимпсест.

В последние годы ученые научились извлекать из масок папирусы, сохраняя чернила и тексты. При этом погребальная маска разрушается. Крейг Эванс (Craig Evans), профессор изучения Нового завета из Богословского колледжа Акадии, сообщил, что над извлечением папирусов из погребальных масок работает команда из трех десятков ученых. Они извлекли сотни папирусов, и среди них есть один с текстом евангелия от Марка, датированный ранее 90 года нашей эры. Датировку проводили радиоуглеродным анализом по изотопу углерода — С-14 с опорой на изучение почерка и других документов, из которых сделали маску. Все известные сейчас записи из текста Библии датированы II веком, поэтому заявления профессора Эванса надели много шума среди профессионалов.

Вокруг своей работы над погребальными масками профессор Эванс напустил изрядно тумана. Он заявляет, что все участники проекта подписали договор о неразглашении по требованию владельцев масок. Среди тех, кто передал погребальные маски в Богословский колледж Акадии есть музеи, университеты, частные лица. Другая причина помалкивать кроется в том, что ученые не хотят обнародовать свои открытия до публикации папирусов. Они собирались опубликовать папирусы еще в 2013 году, потом в 2014, но публикацию пришлось отложить до конца 2015 года. Единственная причина, по которой Эванс все-таки раздает интервью и делает доклады, состоит в том, что еще в 2012 году его коллега Дениэл Уоллес (Daniel Wallace) проговорился о найденном отрывке Священного писания I века н.э.

Тем временем, метод извлечения папирусов, при котором погребальные маски разрушаются, стал предметом острой критики со стороны археологов. Британский археолог Пол Барфорд (Paul Barford) написал возмущенный пост в блоге, где указал на нестыковки в объяснении Эванса. Роберта Мазза (Roberta Mazza), хранитель греко-римской египетской коллекции Манчестерского музея, тоже в своем блоге скептически отозвалась о заявлениях Эванса и охарактеризовала их как «псевдонаучные».

В любом случае до публикации папирусов понять, что в этой истории с масками правда, подкрепленная фактами, а что догадки, не представляется возможным.