Сформулирована новая гипотеза, касающаяся происхождения компактных эллиптических галактик — их сорвала с орбиты большой галактики гравитационное воздействие другой большой галактики, так что они полетели в пространство, как камень из пращи. Ее подробности опубликованы в журнале Science.

Большинство известных нам галактик имеют спиралевидную структуру, однако эллиптические галактики состоят просто из хаотического скопления звезд. Ученые предполагают, что внешние слои этих галактик были в свое время «похищены» другими, более мощными галактиками. Это предположение подкреплялось тем, что большинство подобных галактик обычно находятся рядом с большим количеством крупных галактик, чья сила притяжения и могла когда-то на них воздействовать.

Однако недавно была обнаружена совершенно изолированная эллиптическая галактика, и прежние теории были поставлены под сомнение. Астрономы изучили 195 известных на сегодняшний день эллиптических галактик и обнаружили, что 11 из них находятся вдалеке от каких-либо мощных соседей. Впрочем, по своим характеристикам эти одиннадцать «одиночек» напоминают всех остальных, значит, и сформировались они под воздействием похожих факторов. Было высказано предположение, что изначально все они находились в скоплениях галактик, где и лишились своих внешних слоев. Но затем некоторые эллиптические галактики оказались под воздействием других, еще более мощных галактик, которые вырвали их из этих скоплений. Автор статьи в Science сравнивает этот процесс с выстрелом из пращи.

После такого галактического «выстрела» одиннадцать галактик и оказались одинокими, но по сути своей они не отличаются от своих товарок.