Материалы портала «Научная Россия»

Проблемы Чебоксарского водохранилища

Межрегиональная научная конференция по проблемам связанным с планированием поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до 68 отметки прошла 4 – 5 апреля 2013 года в Научно-образовательном центре Института прикладной физики РАН.

Межрегиональная научная конференция по проблемам связанным с планированием поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до 68 отметки прошла 4 – 5 апреля 2013 года в Научно-образовательном центре Института прикладной физики РАН.

Конференция проводилась по инициативе Нижегородского научного центра РАН, и Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского в соответствии с пунктом 5.3 рекомендаций Общественной палаты Российской Федерации по итогам проведённых 26 сентября 2012 года общественных слушаний на тему: «Экологические аспекты проекта повышения уровня Чебоксарского водохранилища». Конференция состоялась при активном участии и финансовой поддержке Нижегородской региональной организации Профсоюза работников РАН. Содействие в ее проведении оказали Правительство Нижегородской области и Общественный совет при департаменте Росприроднадзора по ПФО.

В работе конференции приняли участие более ста специалистов (среди которых 3 академика, 2 членкора, 18 докторов наук, 17 кандидатов наук) научно-исследовательских организаций из различных регионов России, включая сотрудников:

 - институтов Российской академии наук: Институт водных проблем РАН (Москва), Институт физики атмосферы им. А.М.Обухова РАН (Москва), Институт водных проблем Севера Кольского центра РАН (Петрозаводск), Институт озероведения РАН (Санкт-Петербург), Институт биологии внутренних вод им. И.Д. Папанина РАН (п. Борок, Ярославской области), Институт прикладной физики РАН (Нижний Новгород), Институт географии РАН (Москва), Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН (Москва);

 - учреждений Росгидромета: Государственный океанографический институт (Москва), Департамент Росгидромета по Приволжскому федеральному округу (Нижний Новгород);

 - отраслевых институтов и высших учебных заведений России: Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина,  Научно-исследовательский радиофизический институт (Нижний Новгород), Поволжский государственный технологический университет (Йошкар-Ола), Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики РФЯЦ (г.Саров, Нижегородской области),  Волжская государственная академия водного транспорта, Пермский государственный университет, Тверской государственный университет;

 - представителей органов государственной власти Нижегородской области, республик Чувашия и Марий Эл, природоохранных и экологических организаций, представителей общественности. 

Открыл работу конференции председатель Нижегородского научного центра РАН, директор Института прикладной физики РАН академик А.Г. Литвак. Давая краткий обзор проблеме, которая более 20 лет волнует жителей многих регионов Поволжья, А.Г. Литвак сказал:

- Научная конференция  не может и не должна решать вопросы целесообразности строительства, ее задача выявить и обсудить ряд наиболее существенных проблем, которые должны составить научное обоснование для принятия государственного решения, особое внимание, уделив проблемам, которые еще не исследованы совсем или исследованы недостаточно. Это не исключает того, что любой из участников конференции может иметь вполне определенное мнение о целесообразности реконструкции Чебоксарского гидроузла и выступить с этим публично.  

Поздравить участников с началом работы научной конференции приехал председатель Законодательного собрания Нижегородской области Е.В. Лебедев. Он выразил благодарность ученым за активную жизненную позицию и напомнил собравшимся в зале, что еще в 1989-92 году вопрос по Чебоксарскому гидроузлу был закрыт Правительством СССР и признан неэффективным. По сути это означало, что строительство ГЭС на равнинных реках вообще было ошибочным. 

- Но, несмотря на то, что подъем Чебоксарского водохранилища пойдет во вред не только Нижегородской области, - сказал Е.В. Лебедев, - но и тем субъектам Федерации, которые попадают в зону затопления, бизнес на протяжение 20 лет настойчиво пытается решить свои конъюктурные задачи. И в связи с этим мнение ученых по этой проблеме является очень важным для правительства  области 

Заместитель губернатора Нижегородской области С.Ю. Ковезин, в своем кратком приветственном слове, сказал, что он не понаслышке знает о сложностях и последствиях Дзержинской ситуации, а также о карстовой обстановке области. Правительство области предпринимает конкретные шаги в пользу того, чтобы решение по отношению подъема Чебоксарского водохранилища было взвешенным по всем вопросам. В частности он сказал: 

- В 2012 году на территории Нижегородской области, было проведено 16 Общественных слушаний. Все они прошли с резкой негативной оценкой сложившейся ситуации. Были высказаны огромные замечания, как самому проекту, так и к работе над ним. Например, предлагаемым проектом не учитывается ущерб, который будет нанесен окружающей среде, а по оценкам экспертов только в Нижегородской области он составит 1.7 трлн. рублей. 

Обращение к участникам конференции депутата государственного собрания Республики Марий Эл И.Н. Российского отличалось тем, что в большей степени затрагивала проблемы простых людей. Населению республики, которое сегодня динамично развивает промышленность и сельское хозяйство снова угрожает затопление, хотя населением еще не забыто переселение, а фактически выселение с нажитых веками мест в связи с пуском первой очереди Чебоксарского гидроузла. В качестве зарисовки И.Н. Российский рассказал такую историю:

- Напротив нашего города Козьмодемьянска когда-то было село Коротня. Люди до последнего не хотели уезжать, а это более 600 дворов. Но так как село все же попало в зону затопления, то все были вынуждены уехать, бросив нажитое. Так вот несколько лет назад был организован сход, на который со всей России приезжали жители того затопленного села, а это более 300 человек, и привозили они с собой детей, чтобы показать им их родину. Теперь с новым подъемом воды люди снова задают вопрос: «Мы теряем родину?»  Ответа неслышно...

Депутат выразил надежду на то, что исследования ученых помогут поставить точку в этом затянувшемся конфликте бизнеса и общества.

От имени правительства Чувашской республики и себя лично перед учеными выступил заместитель министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики В.Н. Юшин. Он выразил положительное отношение к проекту ОАО «Русгидро» и в качестве аргументов и доводов в пользу подъем воды до 68 отметки сказал, что недостроенное водохранилище маленькое и не отвечает санитарным нормам для использования его в качестве зоны отдыха для жителей. Более того, оно является отстойником для сбора стоков не только идущих с верховьев реки, но и от Чебоксарского химического комбината. 

Работа конференции проходила в довольно плотном графике по два заседания в день: было заслушано и обсуждено более 20 докладов. К началу конференции был издан сборник аннотаций докладов конференции «Проблемы Чебоксарского водохранилища» (Нижний Новгород, 2013, 60с.) В связи с важностью поставленных вопросов и большим вниманием общественности и средств массовой информации 4 апреля состоялось обсуждение всех аспектов данной проблемы в рамках Круглого стола, который провели сопредседатели Программного комитета конференции Е.А. Мареев и Д.Б. Гелашвили при участии академика Г.С. Голицына.

Завершилась работа большого научного форума обсуждением и принятием проекта Решения по итогам работы конференции «Проблемы Чебоксарского водохранилища».

Из текста проекта Решения

Основное внимание на конференции было уделено научным проблемам, связанным с гидрологией и экологией водохранилищ, в первую очередь Чебоксарского водохранилища, а также с возможными последствиями завершения строительства Чебоксарского гидроузла и повышением уровня Чебоксарского водохранилища. Ряд докладов и выступлений был посвящен обсуждению материалов проектной документации, разработанных ОАО «Инженерный центр энергетики Поволжья», в части, касающейся поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до отметки нормального подпорного уровня 68 метров, и соответствующих экспертных заключений по этим материалам, подготовленных различными учреждениями, а также Распоряжения Правительства Российской федерации от 21.04.2010 г. № 600-р.

Особое внимание было уделено обсуждению следующих тематических направлений:

  • Гидрология и гидрогеология водохранилищ и водосборных территорий.
  • Экологическое состояние водохранилищ, и их мониторинг.
  • Социально-экономические аспекты достройки Чебоксарского водохранилища.
  • Объективная экспертиза проектов, включая оценки риска и правовые аспекты.

 Анализ российской и мировой практики эксплуатации равнинных водохранилищ приводит к заключению о том, что строительство и эксплуатация водохранилищ, в частности, связанных с ГЭС Волжско-Камского каскада, явились источником масштабных экологических проблем чрезвычайной сложности. Водохранилища значительно меняют направленность геоэкологических, экологических и геологических процессов, резко активизируя их негативное воздействие на окружающую природную среду. Учет этих обстоятельств представляется особенно важным при анализе последствий возможного завершения строительства Чебоксарского гидроузла, расположенного в густонаселенном промышленно развитом центре европейской территории России, по варианту, предусматривающему повышение уровня этого водохранилища и, соответственно, уничтожение последнего проточного участка Средней Волги.

Среди гидрогеологических и экологических последствий возможного повышения уровня Чебоксарского водохранилища можно считать обоснованными следующие:

исчезновение проточного участка водохранилища, существующего при НПУ 63,0 м, что приведет к существенному замедлению течения и, соответственно, к снижению способности водоема к самоочищению. Наиболее сильно проявятся эти негативные последствия в речной части водохранилища у г. Нижний Новгород;

даже если будут выполнены все предусмотренные проектом работы по строительству всех берегозащитных сооружений и по подготовке зоны водохранилища, подъем его уровня приведет к усилению эвтрофирования и вторичному загрязнению, что ставит под угрозу безопасность водоснабжения около 2 млн. человек;

в зоне влияния водохранилища на огромной территории следует ожидать интенсивной смены устойчивых биогеоценозов, деградации лесов лугов, пойменных и иных веками сложившихся уникальных и эталонных экосистем с исчезновением присущего им животного и растительного мира; развития на их месте искусственно созданных (техногенных) полуболот с неустойчивыми экосистемами, непригодными ни для поддержания экологического равновесия, ни для хозяйственного использования; негативных изменений на ряде ключевых рыбохозяйственных участков: Окский речной плес, Верхний речной плес, Средний речной плес, Васильсурское расширение;

предполагаемый подъем уровня Чебоксарского водохранилища неминуемо приведёт к активизации опасных (экзогенных) геологических и геоэкологических процессов на территории Нижегородской агломерации, что повысит риск разрушения от подтопления и карстовых провалов крупных объектов стратегического назначения, жилых зданий, инженерных коммуникаций.

 В большинстве докладов, представленных на конференции, было подчеркнуто, что выводы о предпочтительности эксплуатации Чебоксарского водохранилища на отметке НПУ 68 метров не имеют достаточного обоснования. По сравнению с объектами-аналогами (Верхне-Свирское водохранилище, Горьковское и другие верхневолжские водохранища) уровень и глубина научных исследований, проведённых в отношении Чебоксарского водохранилища, представляются недостаточными.

 Конференция отмечает недостаточный уровень проработки и понимания ряда важнейших проблем:

  • Влияние подъема уровня и подтопления на активизацию опасных геологических и геоэкологических процессов в заречной части гг. Нижнего Новгорода и Дзержинска.
  • Влияние температурной стратификации на процессы эвтрофикации, перемешивания и возникновения противотечений с соответствующими изменениями качества воды в водохранилище.
  • Прогноз экологических последствий изменения экосистемы Чебоксарского водохранилища и связанный с этим прогноз качества воды, основанный на подробных мониторинговых наблюдениях за экологической ситуацией на всех участках водохранилища; анализ изменения экосистемы водохранилища с учетом сценариев развития экономики, уровня антропогенной нагрузки и общих климатических изменений с использованием современных математических моделей.
  • Отсутствие корректного сопоставительного анализа вариантов обеспечения судоходства на участке Нижний Новгород – Городец – предлагаемого, при подъеме уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров - и альтернативных вариантов завершения строительства Чебоксарского гидроузла (подъем уровня воды на коротком (40 км) участке нижнего бьефа Горьковской ГЭС низконапорной плотиной, строительство третьей нитки Городецких шлюзов, дноуглубление, строительство водостеснительных сооружений и др.)
  • Прогнозирование и учет социально-экономических аспектов, включая социальные последствия переселения и вынужденной миграции населения.

 На основе докладов, представленных на конференции, и мнений участников конференции, можно заключить, что экономическая составляющая проекта поднятия уровня Чебоксарского водохранилища недостаточно проработана. Уже сейчас учет выявленных проблем привел к росту оценок стоимости Проекта-68 даже по осторожным оценкам проектировщиков - до 95 млрд.руб., росту оценок потенциального ущерба окружающей среде до суммы более 600 млрд.руб. и гигантского ущерба инфраструктуре. При этом не произведены оценки ущерба объектам культурного наследия, особо охраняемым природным территориям, нет учёта будущих расходов на вывод ГЭС из эксплуатации, на рекультивацию земель, изымаемых под водохранилище. В оценках экономической эффективности проекта нет учёта необходимости компенсации указанного ущерба.

 С учетом всесторонней проработки перечисленных проблем оценки стоимости затопляемых и подтопляемых земель, сооружения и эксплуатации инженерных защит и иных объектов, которые должны быть созданы в соответствии с проектом, а также мер по рекультивации и компенсации; экологического ущерба, наносимого экосистемам; обоснованные количественные оценки стоимости общих социально-экономических и социально-экологических последствий повышения уровня водохранилища для прилегающих территорий неизбежно приведут к увеличению стоимости проекта.

 Фундаментальной системной проблемой следует признать существующий подход к оценке и экспертизе крупномасштабных инфраструктурных проектов (типичным примером которого является проект завершения строительства Чебоксарского гидроузла), не обеспечивающий комплексный научный и социально-экономический анализ последствий и учет интересов всех заинтересованных сторон, включая министерства и ведомства, региональные органы власти, общественные институты, население региона.

 Конференция считает: 

На данный момент, по сути дела, отсутствует реальное экономическое обоснование проекта завершения строительства Чебоксарской ГЭС по варианту, предусматривающему повышение уровня Чебоксарского водохранилища. Экономический эффект увеличения годовой выработки электроэнергии величиной 1,43 млрд. квт-часов представляется ничтожным на фоне огромного экологического ущерба и отсутствия адекватного экономического анализа и решения проблемы обеспечения судоходства. Поэтому реализация проекта представляется нецелесообразной.

 Любой вариант поднятия уровня Чебоксарского водохранилища приведёт к существенным негативным изменениям гидрогеологической ситуации, повышению уровня грунтовых вод и может вызвать непредсказуемые последствия из-за вымывания токсичных веществ из загрязнённых промзон Нижегородской агломерации, среди которых особую тревогу вызывает промзона г. Дзержинска.

Проблемы вымывания токсичных веществ из загрязнённых промзон Нижегородской агломерации и риска нарушения водоснабжения территории с двухмиллионным населением имеют столь серьезный характер, что без их всестороннего анализа само рассмотрение проекта представляется невозможным.

В существующем проекте фактически не проработаны вопросы обеспечения судоходства на участке Нижний Новгород – Городец при возможном подъеме уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров, для которых существуют различные альтернативные варианты решения.

Необходимо существенное расширение сети наблюдательных пунктов и обсерваторий, ведущих постоянный мониторинг состояния Чебоксарского водохранилища, в том числе наблюдения за изменениями гидробиологических и токсикологических показателей, а также взвешенных наносов и донных отложений. Особое внимание следует уделить развитию дистанционных (в том числе, космических, судовых и авиационных средств) мониторинга водохранилищ.

К числу приоритетных задач ближайшего времени следует отнести развитие сети наблюдений на уровне мировых стандартов с использованием современных средств дистанционной диагностики. Следует уточнить этапы построения и развития такой комплексной сети, исходя из насущных задач Минприроды и других заинтересованных ведомств. Целесообразно организовать для этой цели рабочую межведомственную комиссию с участием представителей Росгидромета, РАН, ведущих специалистов в этой области из других ведомств.

Следует активизировать усилия по изучению гидрологических и экологических проблем Чебоксарского водохранилища с целью более глубокого понимания и адекватного моделирования и прогноза. Важной задачей является развитие моделей гидрологических и гидрогеологических процессов в водохранилище и на водосборных территориях, а также использование данных, полученных во время весенних паводков, для тестирования соответствующих моделей.

Приоритетным научным направлением следует считать изучение динамики равнинных водохранилищ в контексте антропологического воздействия на окружающую среду, в том числе на изменение климата. Следует сформулировать Комплексный план изучения динамики равнинных водохранилищ (с учетом Распоряжения Правительства РФ от 25 апреля 2011 г. № 730-р «Комплексный план реализации Климатической доктрины Российской Федерации на период до 2020 года»).

Успешному решению задач в рамках указанных направлений способствовало бы создание соответствующего методического центра, аппаратурно-методическое обеспечение сетевых наблюдений, развитие геоинформационных систем.

 Конференция считает целесообразным: 

1. Обратить внимание научных отделений РАН, формирующих планы научных исследований, на необходимость разработки тем, связанных с исследованиями гидрологии и экологии равнинных водохранилищ, а также с методами оценки риска их эксплуатации.

2. Обратиться в Минприроды России с предложением, при участии РАН и других заинтересованных ведомств, организовать государственную ФЦП, посвященную всесторонней разработке и решению проблем эксплуатации равнинных водохранилищ, уделив в ее рамках особое внимание разработке и развитию систем мониторинга геоэкологического состояния Чебоксарского водохранилища.

3. В соответствии с Концепцией перехода РФ к устойчивому развитию (см. Указ Президента РФ №440 от 01.04.1996) организовать более тесное взаимодействие с соответствующими международными организациями (Комиссией по реализации Рамсарской конвенции, Международная программа Land-Ocean Interaction in the Coastal Zone (LOICZ) и другие).

4. Рекомендовать Нижегородскому научному центру РАН создать экспертную рабочую группу для координации мер по реализации настоящего Решения и просить войти в состав этой группы зам. директора ИВП РАН Болгова М.В., зав.каф. экологии ННГУ Гелашвили Д.Б., ректора ННГАСУ Копосова Е.В., зам.директора ИПФ РАН Мареева Е.А., зам. директора Института озероведения РАН Позднякова Ш.Р., руководителя Департамента Росгидромета по ПФО Соколова В.В., директора Института водных проблем севера КЦ РАН Филатова Н.Н.

5. Рекомендовать рабочей группе проработать вопрос о создании координационного центра (совета) по проблемам окружающей среды в бассейнах равнинных водохранилищ, вопросам изменения климата, геофизическим исследованиям с участием научно-исследовательских учреждений Российской академии наук, Росгидромета, Министерства образования и науки Российской Федерации.

6. Поручить рабочей группе опубликовать информацию об итогах конференции в средствах массовой информации и довести ее до сведения Правительства Нижегородской области, Правительства Республики Марий Эл, Кабинета Министров Чувашской Республики, заинтересованных министерств и ведомств.

александр литвак ковезин лебедев российский чебоксарское водохранилище юшин

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий