Материалы портала «Научная Россия»

Принципиально новый вид зацепления передаточных механизмов

Принципиально новый вид зацепления передаточных механизмов
Томскому конструктору впервые за 200 лет удалось создать новый вид зацепления в передаточных механизмах. Специалисты такое ноу-хау называю

Томскому конструктору впервые за 200 лет удалось создать новый вид зацепления в передаточных механизмах. Специалисты такое ноу-хау называют революцией в машиностроении.

На томском предприятии ЗАО «Технология маркет» разработано и запатентовано эксцентриково-циклоидальное (ЭЦ) зацепление, на основе которого проектируются и изготавливаются цилиндрические, планетарные и конические ЭЦ-редукторы, а также реечные ЭЦ-передачи для механизмов с прямолинейным перемещением.

Пока же во всем мире преимущественно используется традиционное зацепление шестеренок - эвольвентное.

- Из математики 5 класса известно, что окружность по циклоиде катится без проскальзывания. Этот принцип мы заложили в наше зубчатое колесо и получили новый вид зубчатого зацепления. Оно может быть использовано во всех сферах народного хозяйства, везде, там, где есть редукторы, - отмечает начальник конструкторского бюро ЗАО «Технология маркет» Сергей Казакявичюс.

Новый вид зацепления требует гораздо меньше металла для создания шестеренок и редукторов на их основе, соответственно уменьшается вес, размеры готовых изделий и себестоимость. Коэффициент полезного действия при таком зацеплении составляет почти 100 %. При эксцентриково-циклоидальном зацеплении почти отсутствует трение, поэтому готовые изделия при работе не нагреваются и являются бесшумными.

- Наша разработка позволяет не догонять Запад в области редукторостроения. Мы бы, может быть, не так активно развивались в данной области, если бы у нас не было поддержки математиков, - заявляет директор ЗАО «Технология маркет», конструктор и создатель эксцентриково-циклоидального зацепления Виктор Становской.

Специалисты-математики из Национального исследовательского Томского государственного университета разрабатывают математические модели для этого нового вида зацепления. Их расчеты позволяют вытачивать детали на станке точнее, быстрее, с заданными свойствами, в зависимости от того, что требуют заказчик и конструктор.

- Оказалось, что теперь, теоретически зная, где контакт, можно эту рабочую зону укреплять.  Все это делает, в конце концов, передачу более долговечной, более надежной, - заявляют доктора математических наук Национального исследовательского Томского государственного университета Алексей Бубенчиков и Николай Щербаков.

Результатом такого союза математиков и конструкторов стало вхождение в Сколково, победы на российских и международных выставках и привлечение клиентов. Сегодня новый вид зацепления используют уже в Германии, заинтересовались и в России, например, ОАО «КАМАЗ». Детали на основе этой разработки установлены на Ё-мобиле.

- Почему-то я  верю в то, что  все машиностроение перейдет на этот вид зацепления, все машины, автомобили, все механические системы будут работать на нём, — полагает доктор математических наук, заведующий кафедрой теоретической механики ТГУ Алексей Бубенчиков. — Я считаю, что этот переход к новому виду зацепления, который реализуется не часто, раз в 200 лет примерно – это революция в машиностроении.

Развитие и распространение этой технологии сможет снизить потребление тысяч тонн металлов, сэкономить энергетические и водные ресурсы, уменьшить загрязнение окружающей среды.

зао «технология маркет» тпу эксцентриково-циклоидальное зацепление

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий