Материалы портала «Научная Россия»

Причиной аварии «Протона» стала неправильная установка датчиков угловой скорости

Причиной аварии «Протона» стала неправильная установка датчиков угловой скорости
Специальная комиссия под руководством замглавы Федерального космического агентства Александра Лопатина завершила расследование причин аварийного пуска ракеты-носителя "Протон-М", констатировав неправильную установку датчиков угловой скорости.

Специальная комиссия под руководством замглавы Федерального космического агентства Александра Лопатина завершила расследование причин аварийного пуска ракеты-носителя "Протон-М" с разгонным блоком ДМ-03 и тремя спутниками ГЛОНАСС. Итоги расследования будут официально оглашены в четверг, 18 июля, однако основной вывод экспертов уже известен. По сообщению «Коммерсанта», дело в неправильной работе системы управления ракеты, точнее, датчиков угловой скорости.

В результате комплексного исследования (в частности, телеметрических данных и технической документации) специалистами было установлено: датчики угловой скорости были перевернуты на 180 градусов, что сказалось на получении системой управления ракеты некорректных данных о ее ориентации.

О том, что в гибели ракеты виноваты эти датчики, вернее, человеческий фактор - кто-то же их неправильно установил, - специалисты говорили давно. Изначально появились сведения о том, что сборщики перепутали полюса и поставили датчики плюсом к минусу, из-за чего система управления ракеты получала некорректные данные о ее ориентации в пространстве. Недавно появились анонимные заявления информированных источников о том, что приборы действительно работали некорректно, однако с полюсами все было в порядке - в противном случае датчики вообще бы не сработали.

О том же говорил и вице-премьер Дмитрий Рогозин: "При изготовлении подобного рода систем используется так называемая защита от дурака, когда агрегаты просто невозможно соединить неправильно". Оказывается, возможно, причем из информации "Коммерсанта" следует, что у перевернутых на 180 градусов приборов как раз могли не совпасть контакты полюсов.

Источник газеты в комиссии Роскосмоса отметил, что это стало следствием ошибки, допущенной еще при сборке "Протона". "Конкретно эта ракета была собрана еще в ноябре 2011 года". То есть ракета была обречена на гибель еще три года назад, констатирует РБК.

После того как Роскосмос представит выводы о непосредственных причинах гибели "Протона", к работе приступит специальная правительственная комиссия под руководством Рогозина, которая будет искать причины падения ракеты уже системного характера. Впрочем, главной целью работы команды курирующего оборонную отрасль вице-премьера является реформирование космической отрасли, необходимость которой власти, наконец, осознали после ЧП с "Протоном". Основной принцип реформирования уже сформулирован: консолидация космической промышленности в рамках единой интегрированной структуры. То есть наравне с Роскосмосом появится еще один крупный игрок под условным названием "Объединенная ракетно-космическая корпорация".

Напомним, что "Протон" стартовал с 81-й площадки космодрома Байконур 2 июля в 6:38 по московскому времени, однако со стартового стола ракета ушла раньше времени — двигатели еще не вышли на необходимый режим, а давление в камере сгорания было 90 атмосфер вместо положенных 150. В итоге ракета рухнула в 2,5 км от старта. Владимир Поповкин спустя несколько дней после аварии уточнил, что в числе основных версий рассматриваются неполадки со стартовым оборудованием, двигательной установкой ракеты или ее системой управления.

дмитрий рогозин причины аварии протона ракета-носитель "протон-м"

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий