Президент РАН Владимир Фортов представил свою новую книгу

Президент РАН Владимир Фортов представил свою новую книгу «Уравнения состояния вещества»  на собрании Президиума Российской академии наук.

Фортов не стал рассказывать о ней с трибуны - экземпляры «Уравнений» были заранее разложены на столах, чтобы каждый член президиума мог познакомиться с ней лично – полистать и посмотреть, а также унести с собой.

По словам самого Владимира Евгеньевича, это уже  пятнадцатая его книга. Она вмещает в себя почти полтысячи страниц ― результаты деятельности всей жизни ученого: исследования, которые проводились в Институте высоких температур и Институте проблем химической физики РАН, а также с коллегами в Арзамасе и Челябинске.

Книга напечатана два месяца назад в  издательстве «Физматлит» и предназначена для специалистов, занимающихся уравнениями состояния вещества и физикой высоких плотностей энергии, а также для студентов старших курсов и аспирантов.

- Она одновременно является и монографией, и учебником,  - пояснил президент РАН. – Многие вещи, которые в ней напечатаны, раньше публиковались только в статьях и отдельных отчетах, которые были доступны лишь ограниченному числу читателей. Эта книга рассчитана на широкую аудиторию и содержит самые последние данные исследований в области физики высоких плотностей энергии.

В монографии представлен сравнительный анализ различных термодинамических моделей уравнений состояния. Рассмотрены основные идейные предпосылки теоретических методов и эксперимент. Основное внимание уделено описанию состояний, представляющих наибольший интерес для физики высоких концентраций энергии, которые либо уже получены, либо в обозримом будущем могут быть получены в контролируемых условиях на Земле, а также реализуются в астрофизических объектах на разных этапах их эволюции. Рассмотрены ультраэкстремальные астрофизические и энергетические  приложения, где на термодинамику вещества существенное влияние оказывают релятивизм, мощные гравитационные и магнитные поля, тепловое излучение, ядерные превращения, нейтронизация  и деконфайнмент кварков.

- Люди давно занимаются уравнениями состояния, - продолжил Владимир Фортов, - особенность этой книги состоит в том, что под одной обложкой впервые рассматриваются уравнения состояния для всех известных  природных сред, а также уравнения состояния при фазовых трансформациях вещества.

Аналогов данной книги пока нет нигде в мире. Она уже попала в поле зрения издательства «Шпрингер», ведутся переговоры о переводе издания на другие языки. Исследования найдут применения в энергетике, физике плазмы, аэродинамике и космологии, военном деле и ядерной энергетике – везде, где необходимо численное моделирование поведения и свойств веществ в экстремальных условиях.

- С помощью этих знаний мы сможем решать задачи по суперкомпьютерному моделированию управляемого термоядерного синтеза, превращения вещества в космосе, ядерного оружия и не только, - добавил Владимир Фортов.

владимир фортов уравнения состояния вещества физматлит шпрингер