В каменном веке уже существовали торговые пути

Первобытные люди могли проходить тысячи километров, чтобы обмениваться необходимыми вещами

Уже в каменном веке люди проходили тысячи километров, принося в другие местности качественные товары и обменивая их – об этом свидетельствуют результаты экспедиции сибирских и дальневосточных археологов.

Так, на Сахалине были найдены каменные орудия, изготовленные из обсидиана – особой породы вулканического происхождения, которая образуется из застывшей лавы. Пользовались ими, по предварительным данным, кроманьонцы, обитавшие здесь около 20 тысяч лет назад. Своих месторождений вулканического стекла на острове нет. Вероятнее всего, он попал на Сахалин с Хоккайдо, хотя расстояние между различными точками двух островов составляет от 420 до 1300 км.

«Мы установили контакт с коллегами из университета Миссури (США), где изучаем обсидиан в ядерном исследовательском реакторе. Здесь изучают химический состав обсидианов, их источников и сравнивают между собой. Очень живописный пример распространения минерала показало месторождение на острове Хоккайдо (современная Япония)», – сообщил сотрудник Института геологии и минералогии СО РАН Ярослав Кузьмин, участвовавший в экспедиции. По его словам, камень с севера Японии встречается не только на Сахалине, но и по всем Курильским островам и даже на континенте – в низовьях Амура.

Учёные считают, что полученные ими данные напрямую свидетельствуют о высокой ценности обсидиана, готовности древних людей преодолеть многие препятствия ради того, чтобы получить этот камень, и интенсивности их взаимодействия с природой и себе подобными.

«Например, Курильские острова – расстояние 1,2 тысячи километров от источника на острове Хоккайдо. И многочисленные проливы, переплывать которые на мелких моторных лодках и сейчас смертельно опасное занятие. Тем не менее, в древности люди это делали. Эти данные являются идеальным доказательством о наличии контактов, миграции, обмена, что чисто археологически установить очень трудно. Здесь же информация реально доказана», – отметил Кузьмин.

Источник: Дмитрий Михалев, РИА Новости