Ученые из медицинского колледжа Вейл Корнелл в Нью-Йорке под руководством Ли Сэнфорд (Lea Sanford) разработали метод ранней диагностики уровня токсичности лекарственного средства. Метод основан на склонности токсичных компонентов менять свойства липидного бислоя, который покрывает клетку. Ученые расскажут о своей разработке на 59 ежегодной встрече биофизического общества, которая проходит 7-11 февраля в Балтиморе, США, а краткое описание можно прочесть на сайте мероприятия.

Изменения в свойствах липидного бислоя клеточной мембраны, происходящие под воздействием токсинов, ведут к изменениям функции белков, встроенных в мембрану. Эти белки регулируют важнейшие процессы перемещения веществ внутри и наружу из клетки, а также коммуникации с другими клетками.

Новый метод скрининга, названный учеными GBFA (Gramicidin-Based Fluorescence Assay), основан на отслеживании изменений в активности небольшого белка (грамицидиновый канал) в сочетании с флуоресцентным сигналом. Происходящие изменения, собственно, и свидетельствуют о действии на клетку токсичных веществ.

Ученые проверили свою гипотезу на 134 соединениях, про которые заранее не знали, токсичны ли они. Результаты, полученные с помощью нового метода, с успехом прогнозировали наличие токсичных веществ. Таким образом, они полагают, что метод позволит быстро и без лишних затрат оценивать лекарства уже на начальных этапах разработки. Сейчас часто токсичные побочные действия препаратов выявляются уже на последних этапах испытаний, и оказывается, что деньги и время на исследования потрачены впустую.