Ученые из нескольких стран воссоздали слух у предка человека, жившего два миллиона лет назад в Южной Африке. Они обнаружили, что их структура слухового аппарата у древних гоминид немного отличается от таковой у шимпанзе и имеет человеческие черты. Результаты своей работы они опубликовали в журнале Science Advances, сообщается в университетском пресс-релизе.

Работой по реконструкции слухового восприятия ископаемых гоминид вида Australopithecus africanus и Paranthropus robustus руководил Рольф Квом (Rolf Quam), антрополог из Бингемтонского университета (США). Он с коллегами исследовал кости, найденные в Стеркфонтейне и Сворткрансе в Южной Африке, сделал 3D-сканы и компьютерные реконструкции слуховых отделов черепов. Задача была — узнать особенности слуха обладателей этих черепов.

Люди отличаются от других приматов, включая шимпанзе, тем, что лучше слышат в более широком диапазоне, обычно между 1,0-6,0 килогерц. Этот диапазон включает большинство звуков речи. Но эти измерения, аудиограммы, делали у людей и шимпанзе в лаборатории на живых существах, а теперь предстояло восстановить их характеристики у существ ископаемых.

Прежде Квом с коллегами уже исследовали слух 430-тысячелетних ископаемых гоминид, найденных на севере Испании, в местонахождении Сима де лос Уэсос, которые считаются предками неандертальцев. Выяснилось, что их слух почти такой же, как у современных людей.

А гоминиды из Южной Африки слышали также как шимпанзе, только воспринимали еще немного более высокую частоту. Кроме того, они слышали лучше, чем шимпанзе и люди, в диапазоне 1,0-3,0 килогерца. То есть, сделали вывод исследователи, их слух был приспособлен для «использования» в саванне на открытых пространствах. По-видимому, это способствовало общению существ на близком расстоянии. Означает ли это, что эти древние гоминиды обладали языком? По мнению ученых, нет. Они определенно общались с помощью звуков, но так делают все приматы. Язык все-таки более сложная вещь и предполагает использование системы символов.

Следующим шагом станет исследование слуха у нового вида человеческого существа, Homo naledi, найденного недавно в другом месте Южной Африки. Портал Научная Россия рассказывал об этом открытии.