Грузовой космический корабль «Прогресс-М-27М» потерян, стыковка с МКС невозможна. Грузовик войдет в атмосферу Земли 5-7 мая и сгорит. Причины аварии пока не известны, о чем сообщили на брифинге 29 апреля представители Роскосмоса. Интерфакс распространил информацию о том, что эксперты рассматривают версию взрыва при отделении третьей ступени ракеты-носителя от корабля. Агентство, ссылаясь на анонимный источник в космической отрасли, пишет, что вокруг корабля российские и американские средства слежения обнаружили около 44 обломков непонятного происхождения.

Запуск

Транспортный грузовой корабль «Прогресс-М-27М» запустили с космодрома Байконур 28 апреля 2015 года в 10:09:50 по московскому времени. При запуске использовали ракету-носитель «Союз-2.1А». Космический «грузовик» вез на МКС более 2,5 тонн полезных грузов: топливо, кислород, продукты питания, аппаратуру для научных экспериментов, посылки для космонавтов и астронавтов. Космонавты Алексей Леонов и Владимир Шаталов передали туда Знамя Победы, чтобы обитатели МКС отметили 70-летие Победы.

Грузовики «Прогресс» эксплуатируются с 1978 года. Их разработали в РКК «Энергия» и там же обслуживают. С 2008 года модернизированные «Прогрессы» летают к МКС. Это очень надежный космический аппарат. Единственная авария случилась 24 августа 2011 года при подлете к станции. Тогда нарушилась работа двигателя третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У», двигатель перестал работать, а с кораблем пропала связь. «Союз-У» не используют с мая 2012 года.

Запуск 28 апреля 2015 года был вторым для нового ракета-носителя «Союз-2.1А» — модернизированной версии «Союз-У», сообщает издание NASA Spaceflight.com. Корпус «Союз-2.1А» украсили эмблемой в часть 70-летия Дня Победы. Каждой ступенью ракеты-носителя управляют жидкостные двигатели: РД-117, РД-118 и РД-0110 соответственно. Эти двигатели производят на Воронежском механическом заводе.

Потеря связи

Как отмечает Роскосмос, запуск и полет корабля прошли без происшествий, в штатном режиме. Вскоре после запуска стало известно о трудностях со связью на корабле, и за 1,5 секунды до того, как корабль должен был отделиться от третьей ступени ракеты-носителя и начать движение к МКС, связь с ним прервалась.

Работу телеметрической системы удалось частично восстановить, но оказалось, что некоторые агрегаты и системы аппарата не работают как ожидалось, а двигательный блок разгерметизирован. Стыковка, которая в штатной ситуации должна была состояться через 6 часов после отделения ракеты-носителя, невозможна при таких поломках. Выяснилось также, что корабль вращается вокруг своей оси со скоростью 90 градусов в секунду. «Прогресс-М-27М» и третья ступень ракеты-носителя находятся на орбите выведения.

По заверениям Роскосмоса, сломанный корабль не угрожает станции благодаря большой разнице в орбитах. Космический аппарат теряет высоту, скоро он войдет в атмосферу Земли и сгорит там предположительно 5-7 мая. Специалисты постоянно следят за бортовыми системами грузовика и контролируют его орбиту. О причинах аварии ничего не сообщают. Госкомиссия, созданная для расследования происшествия, сделает свои выводы не позднее 13 мая 2015 года.

Обстоятельства

Space.com опубликовал видео запуска «Прогресс-М-27М» 28 апреля (предоставлено Роскосмосом), а также видео с камеры корабля, которые включились примерно через 30 минут после запуска (предоставлено НАСА). На видео видно, как Земля вращается под аппаратом туда-сюда. То есть проблемы начались сразу после запуска космического судна, заявили представители НАСА в эфире своего телеканала, пишет NYT. После нескольких попыток управлять кораблем Роскосмос объявил о невозможности стыковки с МКС.

Утром 29 апреля в Управлении воздушными силами США заявили, что вокруг корабля обнаружены 44 фрагмента непонятного происхождения. Об этом пишет Space.com. Там не утверждают, что фрагменты принадлежат третьей ступени или кораблю, но уверены, что они не угрожают МКС, так как летают по другой орбите, вдали от станции.

Обнаружение обломков вокруг корабля породило в российских СМИ версию о взрыве при отделении третьей ступени. Официальные лица эту версию не комментируют.

Авария произошла при отделении корабля от третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1А». Этой ступенью управляет двигатель РД-0110. Когда при схожих обстоятельствах в августе 2011 года был потерян грузовик «Прогресс», то причиной аварии признали именно нарушение работы двигателя РД-0110.

Следить за траекторией неуправляемого грузового корабля можно на сайте N2YO.

Новый запуск в третьем квартале

Космонавты на МКС продержатся без подкрепления еще четыре месяца, у них достаточно еды и кислорода. А на космодроме Байконур уже находится новый грузовик — ТГК «Прогресс-М-28М». Его запустят в третьем квартале этого года, а в четвертом квартале на МКС уйдет еще один корабль — ТГК «Прогресс-М-29М».