Потепление лишь незначительно увеличит число гибридов между животными

К концу XXI в. ареалы лишь 6,4% видов животных начнут пересекаться, в результате глобального изменения климата, что может привести к образованию новых гибридов. В основном это будет происходить в тропиках.

Биогеографы из университета Вашингтона (США), под руководством доктора Мид Кросби (Mead Krosby), совместно с коллегами из Всемирного фонда дикой природы (WWF) выяснили, что глобальное потепление лишь незначительно ускорит образование гибридов между разными видами животных. Такую возможность, в результате пересечения ареалов, получат лишь 6,4% видов животных, в основном в тропиках. Результаты этого исследования, опубликованные в журнале Nature Climate Change, пересказывает сайт журнала Science.

Глобальное потепление приводит к изменению границ ареалов разных видов животных — они смещаются от экватора к полюсам, потому что ближе к экватору становится слишком жарко. В результате эти ареалы начинают пересекаться, и в местах пересечения могут образовываться гибриды. Например, в США уже был неоднократно замечен и даже исследован гибрид гризли и полярного медведя — «гролар» (от слов grizzly и polar). Многие ученые высказывали мнение, что в ближайшем будущем, по мере того, как климат будет меняться все сильнее, таких случаев будет становиться больше.

Однако Кросби с коллегами доказали, что этот эффект на самом деле будет весьма слабым. Для этого они составили компьютерную модель того, как будет меняться климат в 2071-2100 гг., а потом посмотрели, как при этом будут смещаться ареалы различных видов млекопитающих, птиц и амфибий. Оказалось, что в целом пересекаться начнут ареалы лишь 6,4% видов и, соответственно, только они смогут вступать в близкие отношения, образуя гибриды.

Больше всего шансов будет у птиц: среди них такую возможность получат 11,6% видов. Для млекопитающих и амфибий этот показатель составит, соответственно, 4,4% и 3,6%. Прогнозируется, что 85% всех гибридов будут образовываться в тропиках, как самой густонаселенной климатической зоне.

Д-р Кросби подчеркивает, что их оценки являются, скорее всего, даже несколько завышенными, потому что в них не учитывается влияние рукотворных объектов — дорог, плотин и пр. — которые будут служить преградами между ареалами разных видов животных.

По последним оценкам ученых, глобальное потепление в ближайшей перспективе уже не остановить, и судя по всему, к 2100 г. планета «нагреется» на 2,6°C. В результате столь же неизбежно повысится уровень Мирового океана, примерно на пять метров. Правда, когда именно это произойдет, ученые пока не могут точно сказать: разные модели дают разброс от 200 до 2000 лет.

гибридизация гибриды глобальное потепление гролар