Красноголовые шилоклювые тимелии (Pomatostomus ruficeps) — небольшие стайные птицы, обитающие в малолюдных районах Австралии. Изучая этих социальных птиц, ученые обнаружили, что они могут использовать «фонемы» своей птичьей «речи» для того, чтобы складывать из них осмысленные сообщения. Исследователи, воодушевленные открытием, заявляют, что результаты их работы показывают, что способность перестраивать бессмысленные звуки, чтобы использовать их как сигналы, может наблюдаться и в мире животных. Более того, ученые считают, что нечто подобное наблюдалось на ранних стадиях становления человеческого языка. Об исследовании рассказывает Los Angeles Times.

Ученые долго изучали коммуникативные системы различных животных, от обезьян до полосатых зябликов, чтобы найти нечто напоминающее человеческий язык. И они нашли несколько сходств. Например, обезьяны Кэмпбэлла (Cercopithicus cambelli) способны производить два характерных звука, ассоциированных с хищниками, причем каждый из них изменяется предсказуемым образом для обозначения более общей опасности, посредством добавления особого «суффикса».

Однако ученые не смогли найти сходства более фундаментального свойства — способности брать ничего не значащие звуки и соединять их в осмысленные сочетания. Как пишут авторы нового исследования, основной вопрос теории языковой эволюции — как появилась его порождающая сила. Она придает человеческому языку практически безграничную возможность выражать различные мысли и идеи.

Выяснилось, что тимелии имеют 15 различных сигналов для конкретных ситуаций. Но три пары этих звуков обладают одним необычным свойством. Похоже, что они складываются из перестановок одних и тех же элементов.

Ученые пишут, что это довольно необычно, поскольку птицы, как правило, способны соединять различные звуки в «песни», которые ничего не означают, кроме, пожалуй, основных, означающих «Опасность!» и «Посмотрите, я прекрасен!». Эти «сообщения» не могут быть перестроены, чтобы означать что-то еще.

Случай тимелий несколько отличается от этого. Представьте, что птица производит условные звуки А и Б. Во время полета птица будет петь «АБ!». А когда она вернется в гнездо к птенцам, она будет петь «БАБ!». По-видимому, перед тем как взлететь и перед кормежкой, птицы издают те же звуки только в другом сочетании.

Ученые тщательно проанализировали «речь» тимелий в акустической лаборатории, чтобы убедиться в том, что нет каких-либо тонких различий, улавливаемых птичьим ухом. Когда исследователи давали послушать птицам две различные песни, они могли их четко различить: во время проигрывания песни, исполняемой во время полета, они смотрели на птиц в небе, а, когда звучали звуки, издаваемые во время кормежки, они смотрели в гнездо.

Чтобы окончательно удостовериться в верности своих предположений, ученые «нарезали» пение на составные элементы (А и Б) и сделали запись, в которой они переставлены. Как и ожидалось, звуки кормежки и полета, которые получились в лаборатории, вызвали соответствующую реакцию у птиц. Авторы исследования пишут, что они получили первое доказательство того, что в коммуникативной системе животных существуют константы, подобные фонемам нашего языка. Тимелии могут переставлять их, получая качественно новый смысл.

На вопрос, почему птицы это делают, ученые отвечают, что если нужно придумать обозначение для чего-то нового, то проще использовать для этого уже имеющиеся в вашем арсенале звуки, немного изменив их сочетание.

К слову, ранее портал Научная Россия писал о том, что определена область в мозге попугаев — других мастеров «говорения» — позволяющая им так точно воспроизводить звуки человеческой речи.