0 комментариев 796

Радиоактивный калифорний

17 марта 1950 года искусственным путем был получен новый радиоактивный химический элемент таблицы Менделеева

17 марта 1950 года группа американских учёных из Национальной лаборатории Лоуренса университета Беркли, штат Калифорния, получили искусственным путем новый радиоактивный химический элемент таблицы Менделеева – калифорний (Cf, Californium). Физики С. Томпсон, К. Стрит, А. Гиорсо и Г. Сиборг в Калифорнийском университете Беркли, откуда элемент и получил своё название, при долгом и повторном облучении плутония в атомных реакторах смогли добиться получения нового радиоактивного химического элемента. В мире существует только несколько граммов этого вещества. Искусственный элемент не имеет стабильных изотопов – его массовые числа 237-256.

Калифорний – чрезвычайно летучий металл. Он существует в двух полиморфных модификациях. Этот химический элемент считается одним из самых дорогих металлов в мире. По оценкам специалистов, его стоимость около 6,5 миллионов долларов за грамм. Главное применение калифорния – в изготовлении мощных и чрезвычайно компактных источников нейтронов. Он также широко используется в медицине и различного рода детекторах.

Процесс получения Калифорния-252

Благодаря испусканию мощного потока нейтронов его применяют в нейтронно-активационном анализе и в нейтронной радиографии; в геологоразведке и при добыче полезных ископаемых; в сталелитейной, химической, нефтеперерабатывающей, угледобывающей промышленности; в ядерной энергетике и авиационно-космической технике. Официально допущен и метод контактной терапии злокачественных опухолей с использованием источников калифорния и применением их для нейтронной радиотерапии. В процессе лечения происходит разрушение атипичных клеток, при этом здоровые клетки облучению не поддаются. А также калифорний часто используется и для производства компонентов ядерного оружия – это ядерные и термоядерные заряды малой мощности.

Из всего числа изотопов учёными более подробно изучен калифорний-252. При своей высокой токсичности он имеет нереально мощный заряд энергии – 1 грамм выделяет 2,4 биллиарда (миллион миллионов) нейтронов в секунду, что соответствует мощности, которую выделяет небольшой ядерный реактор. Всего за год на Земле можно получить до 100 микрограмм элемента, и по некоторым оценкам его количество в мире не превышает 10 грамм.

Источник изображения в тексте - Самые дорогие металлы в мире