Поиск смысла — важный двигатель человеческого поведения, который позволяет объяснить самые разные наши поведенческие механизмы, от любопытства и скуки до приверженности к религии и теориям заговора. К такому выводу пришли специалисты по поведенческой экономике: профессора Джордж Левенштейн (George Loewenstein) из университета Карнеги-Меллон и Ник Четер (Nick Chater) из Школы бизнеса университета Уорвика (США). Их статью об этом пересказывает пресс-релиз университета Карнеги-Меллон.

Ученые начинают издалека, приводя пример с тепловой регуляцией нашего тела: организм «автоматически» поддерживает постоянную температуру около 36,6°C, однако иногда требуется вмешательство мозга, т. е. сознания — чтобы надеть теплый свитер или зайти с холодной улицы в теплое помещение.

Точно так же наш мозг, воспринимая и обрабатывая сигналы от органов чувств, постоянно занимается принятием решений и поиском смысла в происходящем, поскольку уверенность в наличии такого смысла — такая же наша внутренняя потребность, как поддержание определенной температуры тела, пишут ученые. «Наш ум — это машина по производству смыслов; мы всеядны в плане информации так же, как и в плане пищи», — привел сравнение Левенштейн.

Отсюда появляются побудительные импульсы к деятельности. В частности, любопытство — потребность к активному поиску новой информации для «производства» мозгом новых смыслов. Однако некоторой разрушающей нашу картину мира информации мы, напротив, склонны активно избегать. В то же время, отсутствие новой информации/ощущений приводит к скуке — нежелательному состоянию, которого мы тоже стараемся избегать. В информационную эпоху все это оказывается мощным драйвером экономического поведения.

Через поиск смысла можно объяснить также приверженность многих людей к религии и к теориям заговора. Религия дает простые ответы на мучительные вопросы (например, «Что будет с нами после смерти?» — «Мы попадем в ад/рай»). Однако простые ответы не позволяют объяснять отдельные факты, ощущения или события. С другой стороны, теории заговоров как раз дают такие объяснения — правда, зачастую, очень сомнительного толка.

В целом, модель Левенштейна и Четера позволяет по-новому взглянуть на то, почему люди стремятся получать новую информацию или избегают ее, и проливают свет на такие феномены, как политическая поляризация общества и эмоционально окрашенные убеждения, касающиеся таких тем, как причины аутизма (некоторые необоснованно видят их в прививках) и реальность глобального потепления. Ученые отмечают, что до сих пор в социальных и поведенческих науках фактор поиска человеком смысла учитывался недостаточно.

«Ирония нашей статьи в том, что это попытка найти смысл в нашем желании находить во всем смысл», — заключил Левенштейн.