Новую экзопланету открыли ученые под руководством Брюса Макинтоша (Bruce Macintosh) из Стенфордского университета (США). Открытие сделано с помощью высокоточного спектрографа Gemini Planet Imager (GPI), установленного на телескопе в Чили. Планету назвали 51 Eri b, сообщает Science, где опубликована статья об этом исследовании.

Обычно экзопланеты, то есть планеты, вращающиеся по орбите вокруг других звезд, открывают по косвенным признакам, вычислив отклонения в движении звезды. Крайне редко экзопланету наблюдают непосредственно, поэтому сейчас открыто прямыми наблюдениями всего лишь около десятка экзопланет из почти 2000 известных. Но, похоже, ситуация меняется благодаря приборам нового поколения — усовершенствованным коронографам.

Инструмент GPI начал работать в 2013 году на 8-метровом телескопе в обсерватории Джемини в Чили. Портал Научная Россия рассказывал недавно о достижениях этого прибора. А теперь он открыл первую экзопланету — 51 Eri b, похожую на Юпитер планету в ста световых годах от нас, в созвездии Эридан. Это самая маленькая экзопланета из тех, что открыли непосредственными наблюдениями. Впервые у такой планеты обнаружили атмосферу из метана, сходную с атмосферами планет нашей Солнечной системы. Правда, надежды ученых увидеть много метана не оправдались, они зафиксировали только следы этого газа. 51 Eri b довольно молодая планета, возрастом около 20 млн лет. Она примерно в два раза тяжелее Юпитера и в два раза дальше, чем Юпитер, расположена от своей звезды. Ее температура — примерно 650 К.

Астрономы с помощью GPI зафиксировали тепловое излучение экзопланеты и посмотрели спектр ее атмосферы. Разрешение инструмента хоть и лучшее из возможных, но все же оно позволяет наблюдать только крупные объекты размером с Юпитер и довольно еще горячие, которые активно изучают в инфракрасном диапазоне. Изучение таких молодых планет необходимо, чтобы лучше понять процесс эволюции планет — как они образуются из протопланетного облака и как потом развиваются.

Инструменты, наблюдающие экзопланеты, основаны на коронографе — приборе, блокирующем свет от звезды, а также особой оптике, которая убирает случайный свет, образующийся на концах коронографа. В приборе применяется суперадаптивная оптика — это зеркала, которые быстро изменяют форму, чтобы в реальном времени компенсировать искажения света планеты, вносимые атмосферой Земли.

Камеры подобные GPI создали специально для наблюдений за экзопланетами, их установили на самые крупные телескопы. Другой такой прибор — SPHERE (Spectro-Polarimetric High-contrast Exoplanet REsearch) — установлен на Очень большом телескопе в Паранальской обсерватории тоже в Чили, управляемом Европейской южной обсерваторtq. В этой области работает Проект 1640 на Паломарском телескопе в Калифорнии и Коронографическая супер адаптивная оптика Субару (Subaru Coronagraphic Extreme Adaptive Optics) на японском телескопе «Субару» на Гавайях.

Напомним, что совсем недавно астрономы объявили об открытии ближайшей к нам экзопланеты земного типа.