Как вернуть розе ее запах, или Генетика на службе прекрасного

Исследователи из Франции определили специфический ген, который ответственен за тонкий аромат, издаваемый розой.

Ученые из Лионского университета в Сент-Этьен (Франция) выявили ген, частично отвечающий за неповторимый нежный аромат розы. Это открытие, как говорит исследователь Сильвия Баудино (Sylvie Baudino), поможет восстановить натуральный аромат у тех сортов роз, которые в результате селекции утратили это свойство. Об исследовании рассказывает портал NewScientist.

Исследователи сравнили геномы двух заметно отличающихся сортов роз: сильно пахнущей «Папы Мейян» и «Руж Мейян» со слабым ароматом. Первый сорт розы производит больше монотерпенов — ароматических углеводородов, создающих многие известные природные ароматы, например, мяты или цитронеллы.

Специалисты обратили внимание на ген RhNUDX1, который был активен в розе «Папа Мейян». В других растениях он отвечает за выработку фермента, помогающего растениям бороться с неблагоприятными факторами внешней среды. Ученые предположили, что этот же ген может быть ответственен за выработку специфических монотерпенов в розе.

Когда ученые искусственно подавили активность найденного гена, выведенные розы не издавали того самого розового аромата. В другом эксперименте исследователи скрестили сорта «Олд Блаш» с интенсивным ароматом и «Розу Вихура». Потомство получилось одинаково душистым.

Сильвия Баудино, руководившая исследованием, считает, что открытие может быть полезным для выведения идеальной розы, которая будет не только красива и вынослива, но также и ароматна. Селекционеры смогут достаточно быстро вырастить гибридные сорта путем проверки наличия нужных генов в растении еще до того как роза расцветет.

Читайте также на нашем портале 10 занимательных фактов о парфюме.

ген rhnudx1 монотерпены розы