Материалы портала «Научная Россия»

Почему повторение — не лучшая мать учения

Почему повторение — не лучшая мать учения
Ученые доказали, что запоминание с использованием практико-ориентированных заданий гораздо эффективнее традиционной зубрежки.

Психолог Айанна Томас (Ayanna Thomas) из университета Тафтса (США) и ее коллеги выяснили, что стратегия, известная как поисковые упражнения, может защитить работу памяти от негативного влияния стресса. Результаты исследования опубликованы в журнале Science, а их краткое изложение представляет пресс-релиз университета Тафтса.

«Как правило, люди в ситуации стресса хуже извлекают из памяти нужные сведения. Мы впервые показали, что правильная стратегия в этой ситуации — поисковая, то есть обращение к практике. Это обеспечивает надежное закрепление информации в памяти, что даже в ситуации стресса человек все еще будет в состоянии ее воспроизводить», — сказала профессор Томас.

Ученые провели эксперимент с участием 120 студентов. Он показал, что люди, которые используют метод повторного чтения материала для лучшего закрепления его в памяти, в результате запоминают меньше, по сравнению с теми, кто обращается к поисковому методу — особенно в ситуации стресса.

Ученые попросили всех участников запомнить набор из 30 слов и 30 изображений. Они были представлены посредством компьютерной программы, которая демонстрировала их поочередно в течение нескольких секунд каждый. При этом испытуемые могли делать заметки в течение 10 секунд сразу после просмотра с помощью специального пункта меню.

После представления одна группа участников использовала метод вспоминания при помощи практических тестов. Они свободно воспроизводили элементы, сколько могли. Другая группа использовала зубрежку. Для этих участников наборы были повторно отображены на экране компьютера в течение нескольких секунд каждый.

По прошествии 24 часов половина участников из каждой группы была помещена в ситуацию, имитирующую стрессовую. Они должны были быстро подготовиться и выступить с импровизированной речью, а также решать математические задачи перед двумя «экзаменаторами» и тремя коллегами, и все это записывалось на камеру. При этом все участники прошли через два теста, в ходе которых им предложили вспомнить слова и изображения, которые они изучали днем ранее. Таким образом ученые проверили способность вспоминать в стрессовой ситуации и через двадцать минут после нее.

Эксперимент показал, что участники, запоминавшие материал при помощи поискового метода, воспроизвели в среднем 11 пунктов (в «стрессовой» группе) и 10 (в контрольной группе) из 30 для слов и изображений. Для сравнения те испытуемые, которые использовали традиционный метод запоминания, смогли вспомнить в среднем только 7 и 9 пунктов, соответственно.

«Хотя предыдущие исследования уже показали, что поисковая практика — наиболее эффективная стратегия обучения, мы все же были удивлены тем, насколько действенно она работает в ситуации стресса. Это выглядело так, словно напряжение не оказывает никакого влияния на память», — сказала Эми Смит (Amy Smith), аспирант психологии университета Тафтса, один из авторов исследования.

Хотя исследовательская группа использовала экспериментально подтвержденный стресс-индуцирующий сценарий и замеряла состояние участников с помощью мониторов сердечного ритма и стандартизированных опросных листов, они отмечают, что уровень стресса варьируется между отдельными лицами и необходима дополнительная работа для расширения полученных результатов.

Читайте также на портале Научная Россия: мозг мальчиков и девочек по-разному реагирует на стресс.

[Фото: Tufts University/Kevin Jiang]

память поисковые упражнения стресс

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий