Ученые из университетов Макгилла и Гвелфа (Канада), под руководством аспиранта Иэна Хэттона (Ian Hatton), изучая численность львов в Африке, открыли новый закон, регулирующий соотношение численности хищников и их жертв в экосистеме. Статью об этом, опубликованную в журнале Science, пересказывает сайт (e) Science News.

Львов в национальных парках Восточной и Западной Африки обитает существенно меньше, чем можно было бы предположить, исходя из численности их жертв — антилоп, зебр и газелей. В чем причина такой диспропорции? Первоначально ученые полагали, что дело в браконьерах, убивающих львов. Но анализ показал, что в реальности все сложнее и интереснее.

Оказалось, что численность хищников в экосистеме зависит не от численности их жертв, а от возможности их (жертв) популяции к самовосстановлению. Иначе говоря, от того, насколько свободно могут размножаться те же антилопы и зебры, возмещая ущерб, нанесенный их популяции охотящимися львами.

Когда копытные собираются в большие стада — а именно так и происходит в Африке — возможности каждой отдельной особи в стаде к размножению сильно ограничены высокой плотностью популяции. Соответственно, популяция менее способна к самовосстановлению, и этот фактор ограничивает максимальную численность львов в данной экосистеме.

Изучив работы других экологов на тему взаимоотношений «хищник-жертва», Хэттон с коллегами пришли к выводу, что открытый ими закон носит универсальный характер и работает в самых разных экосистемах: от морских глубин Арктики до тропических лесов. «Мы до сих пор поражены, — сказал Кевин Маккенн (Kevin McCann), биолог из университета Гвелфа. — Это просто потрясающее открытие».

Здесь можно усмотреть параллель с законом, который действует на уровне отдельных организмов и говорит о том, что с увеличением размера скорость роста уменьшается. Например, клетки слона растут в 100 раз медленнее, чем клетки мыши. Похоже, живая материя на всех уровнях организована по единым принципам.

Напомним, недавно ученые доказали, что самым страшным хищником за всю историю Земли является человек. И если мы не изменим стратегию своего поведения, это неминуемо приведет к экологической катастрофе.