Почему «камень взрывается»?

Один килограмм восемьсот граммов. Осколок челябинского метеорита такого веса удалось найти научной экспедиции Уральского федерального университета. Всего было найдено более ста частиц.

Те, что были найдены ранее, уже отправлены на экспертизу в Институт геохимии и аналитической химии имени В.И. Вернадского РАН.  Ученые сделали первые выводы. Они обнаружили, что во время падения Челябинский метеорит «попадал в ДТП»: оказалось, что  еще в космосе он  испытывал мощные столкновения с другими телами. Как пояснил директор института имени Вернадского

Владимир Фортов: «Удары вроде Тунгусского метеорита могут происходить примерно раз в сто лет»

академик Эрик Галимов, это стало понятно из того, у метеорита «есть жилы плавления, то есть он испытывал удары до падения — в космосе».

Напомним, метеоритный дождь прошел в Челябинской области утром 15 февраля. Сначала жители Челябинска и соседних областей увидели огненный шар, который распался на части, последовал мощный взрыв, из-за которого во многих домах города выбило стекла. от В результате падения метеорита ранения получили свыше 1,5 тыс. человек, предварительный ущерб оценивается в 1 млрд рублей.

Как часто падают метеориты и астероиды и как выглядят эти тела? Почему «камни взрываются» и можно ли спрогнозировать приближение опасности? На эти вопросы отвечают два известных ученых, долгое время занимающиеся изучением небесных тел - академик РАН, директор Объединенного института высоких температур РАН, доктор физико-математических наук Владимир Фортов и доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Института космических исследований РАН Леонид Ксанфомалити.

Леонид Ксанфомалити: «Астероид Итокава — размером с Красную площадь!»  Владимир Фортов: «Люди на Земле зачастую не чувствуют прямой опасности!»

Леонид Ксанфомалити: «Почему камень взрывается?»  Леонид Ксанфомалити: «Пока что наши возможности как у муравья, который тащит соломинку!»

СПРАВКА:

Самый известный метеорит в России - Тунгусский метеорит.  Вспыхнул над территорией Восточной Сибири в междуречье Лены и Подкаменной Тунгуски 30 июня 1908 года. В результате взрыва Тунгусского метеорита были повалены деревья на территории более 2000 км², стекла были выбиты в нескольких сотнях километров от эпицентра взрыва. В течение нескольких дней на территории от Атлантики до центральной Сибири наблюдалось интенсивное свечение неба и светящиеся облака. Мощность взрыва оценивалась в 40-50 мегатонн, что соответствует энергии самой мощной водородной бомбы.

Крупнейшие метеоритные кратеры

Аризонский кратер, или Каньон Дьявола. Этот большой метеоритный кратер расположен в Аризоне, в 30 км к западу от города Уинслоу. Представляет собой гигантскую земляную чашу диаметром 1200 метров и  глубиной 180 метров. Появился около 50 тысяч лет назад после падения 50-метрового метеорита, весившего 300 тысяч тонн и летевшего со скоростью 45-60 тысяч км/ч.

Босумтви - озеро в Гане диаметром 8 км и глубиной около 80 метров. Размер самого кратера составляет 10,5 км в диаметре. В нем найдены возникшие в момент удара метеорита тектиты (куски темного стекла). Ученым удалось установить, что упавший метеорит был размером в 500 метров и летел со скоростью более 20 км/с.

Лонар - озеро, образовавшееся от удара метеорита примерно 50 000 лет назад. Озеро находится в Индии, в 150 км от Аурангабада. Оно имеет форму правильного круга диаметром 1800 метров и глубиной 132 метра. Водоем источает резкий запах протухшей воды.

Кратер Каали образовался в результате падения метеорита на остров Сааремаа в Эстонии. Кратер окружает земляной вал 16-метровой высоты диаметром 110 метров. В округе имеется, кроме того, еще восемь кратеров меньшего размера, от 15 до 40 метров в диаметре. Предполагается, что метеорит массой от 400 до 10000 тонн упал здесь около 4 тысяч лет назад.

Кратер Шунак, расположенный в Казахстане, образовался около 12 млн лет назад в результате падения огромного метеорита. Диаметр Шунака составляет 3 100 метров (что в два с половиной раза превышает диаметр Аризонского кратера в США), а его глубина - около 400 метров.

владимир фортов леонид ксанфомалити метеорит