Почему из нашего генома исчезли многие неандертальские гены

Поскольку популяция Homo sapiens гораздо больше, потенциально вредные гены отсеял эффективный естественный отбор.

Генетики из университета Калифорнии в Дэвисе (США), под руководством постдока Ивана Юрица (Ivan Juric) разобрались, почему в нашем геноме так мало неандертальских генов, несмотря на некогда близкие отношения между нашими видами. Статья об этом опубликована в журнале PLOS Genetics.

К настоящему моменту установлено, что древние представители вида Homo sapiens, выйдя из Африки, скрещивались с Homo neanderthalensis неоднократно и в разных частях своего ареала. Поэтому в ДНК всех современных людей, кроме африканцев, есть неандертальские гены. Но их удивительно мало: всего 1-4%. Исходя из частоты и интенсивности прошлых контактов между людьми и неандертальцами, их должно было быть гораздо больше. Напрашивается вывод, что они исчезли. Но почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, Юриц с коллегами построили математическую модель, иллюстрирующую «судьбу» неандертальских генов в геноме Homo sapiens. Оказалось, что естественный отбор в человеческих популяциях довольно быстро «отбраковал» те гены неандертальцев, которые могли быть потенциально вредными.

Столь эффективное действие естественного отбора у людей, по сравнению с неандертальцами, объясняется тем, что размер популяции Homo sapiens уже в те времена был гораздо больше, и с тех пор постоянно увеличивался. А чем больше популяция, тем быстрее в ней идет отбраковка «лишних» генов.

«Мы думаем, это простое объяснение соответствует паттерну неандертальского наследия, который мы видим сегодня в геномах современных людей, — прокомментировал результат исследования Юриц. — Но это не означает, что разницы в демографии объясняет все. Например, могли быть гены, вредные только для гибридов между людьми и неандертальцами, и тогда половой отбор, или другие формы отбора могли играть очень важную роль при гибридизации наших двух видов».

Интересно представить себе ситуацию, продолжил ученый, при которой популяция неандертальские в той же Европе росла бы быстрее — или наоборот, наши предки были бы не столь плодовиты. Тогда неандертальских генов у нас было бы гораздо больше.

Отметим, что среди генов, унаследованных нами от неандертальцев, есть и полезные. Например, отвечающие за иммунитет к некоторым болезням.

homo sapiens гены неандертальцы