Лингвисты из Карлтонского университета в Канаде и Массачусетского технологического института в США провели большое исследование, объясняющее, почему маленькие дети часто путают значение союзов «и» и «или». Статья ученых опубликована в журнале Natural Language Semantics, кратко о результатах сообщается в пресс-релизе

Исследователи приводят простой пример: если вы предложите маленькому ребенку «съесть торт или мороженое», он может съесть оба десерта. На то, что дети воспринимают предложение с «или» так, будто в нем стоит «и», ученые обратили внимание уже давно, но достоверного объяснения для этого не было.

В ходе нового исследования лингвисты изучали поведение 59 детей от 3 до 6 лет и 26 взрослых людей. Им показывали различные изображения и предлагали для их описания фразы вроде «На картинке мальчики держат в руках яблоки или бананы». Участники должны были ответить, корректна та или иная фраза или нет.

Согласно рабочей гипотезе, дети интерпретируют фразы иначе, чем взрослые. Оказалось, что на деле механизм один и тот же, за одним небольшим отличием. Дело в том, что в некоторых случаях союз «или», в самом деле, может читаться, как «и». Например, как раз в случае с картинкой, когда кто-то держит в одной руке связку бананов, а другой — яблоки. Вы можете посчитать вполне корректной фразу «Ребята держат яблоки или бананы», хотя в речи, скорее, скажете «яблоки и бананы», тем не менее, фраза с «или» не звучит как неправильная.

Разница в том, что когда взрослый человек слышит подобную неоднозначную фразу, он обычно уточняет сказанное или же понимает его из контекста. Допустим, вам говорят «можете взять печенье или конфету» — в некоторых случаях очевидно, что можно взять только что-то одно, иногда понятно, что можно взять то и другое в любых количествах. Но иногда как раз непонятно, и тогда мы обычно спрашиваем: «Что-то одно или то и другое?». Маленькие же дети пока не имеют достаточно опыта, чтобы уловить разные варианты смысла и чаще понимают в таких случаях «в свою пользу» — можно взять и то, и другое.