Российские психологи попытались связать положение в семьях и причины хронических прогулов. Получилось, что причиной может не только семейное неблагополучие в социальном и финансовом смысле, но и, например, стремление родителей к совершенству, вынуждающее детей обманывать Результаты их исследования опубликованы на psyjournals.ru.

Часто причиной прогулов может быть неблагополучная обстановка в школе — жесткое поведение учителей, травля или игнорирование со стороны одноклассников и тд. Однако Светлана Волкова и Татьяна Юдеева, ученые из лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии и кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии МГППУ Светлана Волкова и Татьяна Юдеева сосредоточились прежде всего на семейных проблемах, порождающих прогулы.

С одной стороны, это может быть просто неблагополучная обстановка в семье, при которой родители недостаточно хорошо следят за своими отпрысками и не считают, что получение образования стоит потребных для этого усилий. В то же время они выделили такие факторы, как «инверсия иерархии», то есть семейная обстановка, при которой дети становятся главными и принимают важнейшие решение, а родители, соответственно, лишаются способности контролировать происходящее. Кроме того, можно выделить подсознательное желание ребенка сплотить конфликтующих маму и папу, а также перфекционизм родителей, которые ждут только отличных результатов. Кстати, в среднем мальчики прогуливают чаще девочек.

Увы, во все времена и во всех странах школьники прогуливали занятия. В разных странах доля прогульщиков разнится, и в целом их число увеличивается в старших классах. В России, например, прогуливают занятия 11-13% учеников, по данным 2009 года (формальный критерий — отсутствие без уважительной причины 24,5 дней в году, из них 7 дней подряд). Впрочем, это «средняя температура по больнице», слишком многое определяется партикулярными для учебного заведения обстоятельствами.

Все это может породить тяжелые проблемы, которые подчас могут привести к большим сложностям в жизни ребенка, вплоть до совершения уголовных преступлений. Скажем, данные, собранные немецкими учеными на 2007 год, показали, что половина молодых заключенных были усердными прогульщиками.