Побег из Млечного Пути

Звезды, покидающие пределы нашей Галактики, могут помочь раскрыть тайну темной материи.

Все звезды находятся в постоянном движении, но некоторые перемещаются немного быстрее, чем другие. За последние годы астрономы обнаружили небольшое количество звезд, движущихся так быстро, что со временем они полностью выйдут за пределы Галактики. По пути эти беглецы могут рассказать нам кое-что о природе темной материи, таинственной субстанции, составляющей более 85 процентов всего вещества Вселенной.

«Никто достоверно не знает, что такое темная материя», – говорит Уоррен Браун (Warren Brown), астрофизик из Смитсоновской астрофизической обсерватории. Известно лишь, что она обладает гравитацией, которая искривляет траекторию движения космических тел. Поэтому звезды, покидающие пределы Галактики, выполняют функцию индикатора, указывающего места наибольшего скопления темной материи. Благодаря полученной таким образом информации физики имеют возможность проверять различные теории, описывающие ее поведение.

Сложность, однако, заключается в том, что никто толком не знает, что именно изменяет траекторию движения звезд. Чтобы использовать их в качестве зондов для исследования темной материи, необходимо знать всю траекторию движения звезды, начиная с точки, где на нее начала действовать отклоняющая сила. Возможно, звезда, обладающая значительной скоростью, получила импульс в результате произошедшего внутри Галактики взрыва сверхновой. Или, может быть, она прошла слишком близко от находящейся в центре Млечного Пути сверхмассивной черной дыры, которая швырнула ее подобно катапульте. В этих случаях каждая звезда должна вернуться в определенную точку. «Если они на самом деле происходят из центра Галактики, то представляют собой огромную научную ценность», – говорит Майкл Бойлан-Колчин (Michael Boylan-Kolchin), астрофизик из Мэрилендского университета.

Но как определить, откуда звезда взялась? Браун и его коллеги считают, что об этом говорят возраст звезды, ее скорость и местоположение. Детальный анализ спектра излучения, идущего от недавно открытой звезды HVS17 (аббревиатура от HyperVelocity Star 17), показал, что ее возраст составляет 153 млн лет, и она движется в периферийной части Млечного Пути со скоростью около миллиона километров в час. Звезда, разогнавшаяся в результате взрыва сверхновой, была бы значительно моложе, поскольку ее должно было выбросить из звездной группы вскоре после рождения. Согласно последним данным, опубликованным в Astrophysical Journal, солидный возраст звезды свидетельствует о том, что она родилась вблизи центра Галактики. Новейшие данные, полученные с помощью космического телескопа Gaia Европейского космического агентства, позволят достоверно определить, где звезда родилась, и выяснить, как влияет на свет темная материя.

галактика звезда млечный путь темная материя уоррен браун черные дыры