Спутники Плутона расскажут о внеземных мирах

Несмотря на «разжалование» из планет, Плутон может иметь большую ценность для исследований дальнего космоса

Плутон, до недавнего времени считавшийся девятой планетой Солнечной системы, а после 2005 года потерявший этот статус, оказался неожиданно ценным небесным телом: исследование его спутников позволило сформулировать гипотезу относительно поведения планетных систем дальнего космоса. Группе американских учёных удалось составить компьютерную модель, которая может служить для объяснения «особых отношений» в смысле гравитации.

Долгое время астрономы полагали, что Плутон – одинокая планета, но в 1978 году был открыт его первый спутник Харон. 27 лет спустя с помощью космического телескопа «Хаббл» удалось обнаружить также Никту и Гидру, а в 2011 году – ещё один спутник, пока безымянный. Специалисты Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (Кембридж, штат Массачусетс, США) Андрей Юдин, Кэтлин Краттер и Скотт Кеньон сделали попытку выполнить электронную симуляцию всех движений данной группы небесных тел.

Выяснилось, что три «новых» спутника вращаются не непосредственно вокруг Плутона, а относительно центра масс Плутона и Харона. Последние, таким образом, составляют нечто вроде двойной звезды.

Размер Харона составляет около половины размера «бывшей» планеты, масса же – около 12 процентов. Никта и Гидра гораздо меньше: в поперечнике они достигают 46 и 56 километров соответственно, а масса не превышает миллионной доли от массы Луны, однако может в несколько раз превышать массу Фобоса. Такие предварительные предположения учёные сделали, наблюдая за безымянным спутником. Если бы его соседи были несколько массивней, их гравитация могла бы попросту вытолкнуть его из системы.

Пока, благодаря космическому телескопу «Кеплер», мы знаем лишь одну двойную звезду, вокруг которой вращается единственная планета. Однако, по словам астронома Даниеля Фабрицки из Калифорнийского университета, открытие многопланетных солнечных систем с такими звёздами «уже на пороге», а исследования его коллег из Кембриджа дают возможность заранее вооружиться научными аргументами для анализа этих миров.

«Стабильность в таких системах – вещь гораздо более деликатная, чем вокруг обычных звёзд. Между планетами происходит гораздо больше гравитационной «толкотни», а значит, для сохранения системы в долгосрочной перспективе они должны быть более удалены друг от друга», – полагает Андрей Юдин.

Проверить гипотезы о Плутоне и его спутниках американцы планируют с помощью космического аппарата New Horizons (по «инициалам» которого, кстати, получили свои имена Никта и Гидра») – он должен достигнуть окраины Солнечной системы в 2015 году.

Источник: Science Now