Опыты с плазмой помогут понять принципы упорядочивания в мире

Открытие самоорганизующихся электромагнитных полей в плазме может способствовать решению ключевых проблем физики

Одна из нерешённых загадок современной науки – то, как случайный набор частиц создаёт высокоорганизованные структуры. Это касается самых разных ситуаций – от порядка астрофизических объектов до зарождения жизни на Земле. Шагом в понимании этого вопроса может стать сделанное недавно открытие самоорганизующихся электромагнитных полей в плазме. Статья об этом опубликована в журнале Nature Physics.

«Мы создали модель организации электромагнитных полей в ионизированном газе, плазме, в астрофизических условиях – например, когда плазма исходит от молодых звёзд», – заявил автор работы Натан Кугланд (Nathan Kugland) из Ливерморской национальной библиотеки (США).

По его словам, «эти поля участвуют в создании очертаний потоков и, похоже, вместе с гравитацией играют вспомогательную роль при формировании галактик, что в конечном итоге может приводить к появлению планет, как, например, Земля».

«Данное наблюдение было совершенно неожиданным, ведь потоки плазмы двигается так быстро, что должны были бы беспрепятственно проплывать друг мимо друга … Эксперименты с плазмой под управлением лазера могут прояснить микрофизику взаимодействия и структурного образования плазмы в контролируемых условиях», – добавил физик Хье-Сук Пак (Hye-Sook Park).