«Планк» обнаружил «мост» из горячего газа

При помощи космической обсерватории «Планк» астрономы обнаружили «мост» из горячего газа, соединяющий два скопления галактик

Как сообщает Европейское космическое агентство, телескоп «Планк» впервые запечатлел мост из горячего газа, соединяющий два галактических скопления, которые располагаются на расстоянии около 10 миллионов световых лет друг от друга.

Основная задача космической обсерватории «Планк» состоит в исследовании реликтового излучения, которое сохранилось с начальных этапов существования Вселенной. Когда такое излучение взаимодействует с горячим межзвёздным и межгалактическим газом, его интенсивность характерным образом меняется. Это явление названо эффектом Сюняева – Зельдовича в честь отечественных учёных, открывших его – Рашида Сюняева (академика РАН, директора Института астрофизики общества Макса Планка) и действительного члена АН СССР Якова Зельдовича.

Данный эффект ранее использовался для обнаружения самих галактических скоплений, а теперь он дал возможность зафиксировать слабые нити газа, которые соединяют два скопления.

На начальной этапе существования Вселенной потоки газообразной материи связывали космос в гигантскую паутину, и в наиболее плотных её узлах впоследствии стали формироваться скопления. Большая часть этого разреженного газа не обнаружена, но астрономы считают, что проще всего его найти между двумя взаимодействующими скоплениями галактик, где его нити сжимаются и нагреваются, и таким образом их легче заметить.

Именно так «Планк» нашёл сейчас «мост» из горячего газа между скоплениями Abell 399 и Abell 401. На вероятность нахождения горячего газа между этими объектами указывали рентгеновские данные телескопа XMM-Newton, и теперь предположения учёных подтверждены.

Источник: www.esa.int