Описан фитопланктон, уплывающий от врагов

Открытие поможет объяснить феномен цветения воды

Американские учёные обнаружили вид планктонных водорослей, который обладает способностью уплывать от своих врагов, передаёт научно-популярный портал LiveScience. Статья специалистов из Род-Айлендского университета опубликована в журнале PLoS ONE.

«Хорошо известно, что фитопланктон может контролировать своё движение в воде и перемещаться к свету и пище. Но никто не знал, что он ещё и может отплывать от врагов. Мы не знаем никаких других подобных растений», – объяснила руководитель исследования Сюзанна Менден-Дойер (Susanne Menden-Deuer).

В лаборатории Менден-Дойер и её коллеги увидели, как группы фитопланктона вида Heterosigma akashiwo отплывают от опасного зоопланктона. Более того, они двигаются от того места, где был враг даже тогда, когда его там уже нет, и опасность миновала.

«Фитопланктон ясно чувствует врага. Он уплывает, чувствуя химические следы хищника, но больше всего возбуждается, когда ощущает врага, ищущего пропитание», – сказал Менден-Дойер.

Если фитопланктону некуда скрыться, то его съедают за день. Однако если водоросли удаётся найти убежище, то за двое суток её популяция удваивается. Если такое поведение подтвердится и у других видов фитопланктона, то это может дать объяснение цветению воды.

«Одна из загадок некоторых видов цветения воды – то, что оно внезапно начинается. Рост доступности пищи не всегда объясняет цветение. Наши наблюдения дают понять, как оно может начинаться. Вот так изучение индивидуального поведения микроорганизмов может объяснять макроскопический феномен», – считает Менден-Дойер.

планктон род-айлендский университет цветение воды